Quo vadis, Европа?

Quo vadis, или куда идешь? Этот философский вопрос Петра, обращенный к Христу, а затем ставший символом исторических исканий, вновь стоит перед Европой, наполненный не только историческим, но и буквальным значением.
Quo vadis, или куда идешь? Этот философский вопрос Петра, обращенный к Христу, а затем ставший символом исторических исканий, вновь стоит перед Европой, наполненный не только историческим, но и буквальным значением.

Европы больших и малых государств, которые на протяжении столетий "ходили" друг на друга и друг к другу, - с огнем и мечом, с торговыми миссиями и планами секретных переговоров, - такой Европы больше нет.

Вчера в Брюсселе обнародованы рекомендации, в соответствии с которыми уже к концу этого года должны быть завершены переговоры с 10 странами - кандидатами на вступление в Европейский союз.

Евросоюз, начинавшийся с договоренностей Германии и Франции, пережил за свою 50-летнюю историю не одну волну расширения. Уникальность нынешней состоит в том, что практически все 10 кандидатов - это малые страны. (Самая большая из них - Польша, а самые маленькие - островные государства Мальта и Кипр.) В общем ряду - Латвия, Литва, Эстония, Венгрия, Чехия, Словакия и Словения.

Они уже не могут надеяться на пример, скажем, Люксембурга, способного заблокировать любое решение с помощью права вето. Это право в следующем году планируется отменить, а Евросоюз идет к большей централизации, вплоть до единого президента.

Они не могут также надеяться на повторение "ирландского чуда" - это когда хиленькая в экономическом смысле Ирландия поднялась до фантастических высот благоденствия благодаря многомиллиардным вливаниям Брюсселя.

Сегодня "Европа богатых" не готова на такие вливания, потому что сама подошла к опасной черте дефицитного бюджета.

Так, три столпа Евросоюза - Франция, Германия, Италия - объявили, что не смогут придерживаться главного экономического закона ЕС - дефицита бюджета не более 3 процентов ВВП.

И вообще, знаете, о чем стенает сегодня вся Германия? Немцы в шоке от того, что по темпам экономического роста они оказались в самом хвосте Европы, где-то позади Греции... Так что нечего надеяться фермеру Яцеку из-под Белостока, что Брюссель завалит его двор аграрными субсидиями.

Я привела только несколько наиболее показательных примеров. Вообще же, дебаты по расширению занимают сотни страниц специальных изданий и на каждой - сплошные вопросы.

Конечно, по дорогам Польши и Прибалтики сегодня колесит голубой агитфургончик с золотым звездным колечком - гражданам даются ответы на все вопросы, связанные со вступлением в ЕС. И надо признать - европейский выбор наших соседей вполне осознан и делается с соблюдением всех необходимых процедур.

Мы со своей стороны с интересом наблюдаем за этим процессом, памятуя, что альтруизма в международных отношениях не бывает, а последним европейским идеалистом был Чемберлен, проморгавший, кстати, нацизм и отдавший на "съедение" Гитлеру Чехословакию. Его сменил Черчилль, приверженный, как известно, не "вечным друзьям", а вечным интересам.

Так вот, таким вечным интересом для послевоенной Европы стала безопасность. В наши дни перед лицом новых угроз этот интерес возрос во сто крат.

Вот почему те многочисленные нерешенные вопросы экономического, политического и социального порядка, сопутствующие европейскому расширению, которые есть сейчас и которых немало появится в будущем, - ничто перед главной проблемой. Европейцы готовы платить любую цену за спокойное и благополучное существование. Основа будущего Евросоюза - это единое пространство безопасности. А единое поле демократии, единые права граждан, единый рынок - это обратная сторона европейского оборонного медальона. Совершенно понятно, что четкая очерченность границ в новой европейской "чеканке" немыслима без участия Беларуси. И только при условии тесного сотрудничества с нашей страной возможно выполнение главного требования, которое поставлено вчера перед странами - кандидатами в Евросоюз, - это предотвращение наплыва иммигрантов с Востока.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter