Пыль в глаза по-швейцарски

О выборе между «быть» и «казаться»
Первое впечатление от Швейцарии: с ума сойти как дорого. Второе: обалдеть как красиво. Третье: в следующей жизни хочу родиться коровой на швейцарском лугу. Это желание в некотором смысле — измена себе: когда я жила в Китае, то в следующей жизни мечтала родиться пандой. Сколько еще таких желаний я накоплю к моменту, когда придется делать выбор?.. Впрочем, не я его буду делать (и это, несомненно, утешает).


В сувенирном магазине в Берне слышу от широко улыбающейся девушки: «Можно по–русски». Заговариваем. Ирина — студентка из Украины, учится в Берне и на мои жалобы на дороговизну отвечает: «Так для жителей Швейцарии это недорого». И рассказывает, что подрабатывает на треть ставки (больше студентам не положено по закону) и благодаря этому «финансово независима». То есть зарабатываемых по выходным денег ей хватает, чтобы 1) оплачивать учебу, 2) снимать квартиру, 3) оплачивать медицинскую страховку. Ну и на ежедневные расходы остается: по крайней мере, у родителей денег не просит. Ну, кажется, с первым моим впечатлением все понятно: если вы в Швейцарии не работаете, то вам здесь дорого. (Конечно, возможны многочисленные исключения в виде очевидных и подпольных миллионеров, но я сейчас не о них.) На прощание желаю Ирине процветания: «Похоже, лично у вас оно наступит скорее, чем в Украине». Понимающе улыбаемся друг другу и расходимся: она — обслуживать набежавших китайских туристов, я — осматривать достопримечательности.

Одна моя подруга, бывавшая в Берне несколько раз, говорила, какой это обворожительный город. Жажду быть очарованной. Утро. Сонное и безлюдное. Берн — город протестантский, во многом благодаря этому лишенный милых архитектурных излишеств и, на мой взгляд, аскетичный. Воскресным утром празднично одетые граждане если и спешат, так только в церковь, потому что увеселительные заведения (имеются в виду магазины) закрыты.

Помню, обсуждали мы как–то закрытые по воскресеньям в большинстве европейских стран магазины с друзьями по Пекину. «Как же это можно — закрыть в воскресенье магазины? — удивлены они. — Ведь в выходные такой поток покупателей идет, самое время зарабатывать». Так–то оно так, но не все, что отлично работает в Азии, актуально для старой Европы. Для Азии важнее заработать деньги, в Китае идеей денег одержимы буквально все. Какие такие выходные? Зарабатывать! Даешь богатство! Европа на хлеб с маслом уже давно заработала, а вместе с этим заработала и право на воскресное ничегонеделание. Научилась ценить свободное время, которое можно провести в общении с семьей и Богом и не тратить на всю эту суету — зарабатывание. Кстати, если исходить из этого принципа, Чехия, например, точно не «старая» Европа: здесь по воскресеньям магазины работают. Было дело, вносили в парламент предложение запретить работу в воскресенье, но поддержки оно не нашло. Так что немцы из приграничных районов по воскресеньям ездят в Чехию — пива попить и по магазинам пройтись.


Но и в Швейцарии работа по воскресеньям может стать отличным маркетинговым ходом. Вот, например, в Интерлакене, прямо напротив горы Юнгфрау, которой любовались и Карамзин, и Чайковский, и много кто еще, часовой магазин работает и в выходные. И вот к этому магазину из разных уголков Швейцарии автобусы то и дело подвозят китайских туристов. Потому что для китайца (готового зарабатывать круглогодично, без выходных и праздников) очень важно иметь настоящие швейцарские часы, которыми можно похвастаться перед друзьями, сослуживцами и соседями. Это российские туристы с удовольствием покупают «швейцарские» часы на пекинском рынке Ябаолу, а вот состоятельным китайцам нужно все только настоящее.

Поэтому в единственном работающем в воскресенье часовом магазине Интерлакена (а, может, и всей Швейцарии) половина продавцов говорит на китайском. А вторая половина, как вы уже, наверное, догадались, — на русском. И те и другие часы покупают с удовольствием, а вот дальнейшее их поведение различается кардинально. Русскоговорящие идут фотографироваться на фоне Юнгфрау и делать покупки в шоколадном магазине, а китайцы располагаются на скамейках под деревьями, достают из сумок лапшу и консервы и начинают все это с удовольствием уплетать. Расположенное по соседству с магазином кафе совершенно напрасно зазывает к себе вывеской и меню на китайском: дети Поднебесной на кофе с пивом экономят. Ведь друзья, соседи и сослуживцы увидят только настоящие швейцарские часы и фотографии на фоне Юнгфрау, а про лапшу в парке с целью экономии ничего не узнают. И это лишь один из штрихов к теме, которая меня в последнее время очень занимает: о выборе между «быть» и «казаться». Продолжаю наблюдения.

sbchina@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 231 (24861). Суббота, 28 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter