Пятилетку в четыре года

Федор Пантелеенко: Студентам-естественникам я бы оставил 5 лет

Как учить быстро и качественно

Сегодня белорусская система высшего образования активно идет по пути сокращения сроков обучения, или, точнее, перехода на двухступенчатую систему Болонской модели: за 4—4,5 года получение диплома бакалавра, затем желающие поступают в магистратуру. По мнению экспертов, эти меры сулят определенные выгоды: снижение затрат на подготовку студентов, приток иностранных слушателей. Но возможно ли подойти ко всем специальностям одинаково? Не обернется ли такой шаг снижением качества образования и уровня знаний дипломированных специалистов? Этот вопрос «Р» адресовала первому проректору одного из ведущих вузов страны — БНТУ, члену-корреспонденту НАН Беларуси, доктору технических наук, профессору Федору ПАНТЕЛЕЕНКО (на снимке).

— Надо констатировать, что советский период образования прошел безвозвратно. Мы наблюдаем ситуацию в разных странах в сфере образования и видим, что там гибко реагируют на веяния времени: чтобы при минимуме затрат получать максимальную отдачу. Мы тоже подключаемся к Болонскому процессу, в частности через сокращение сроков обучения в вузах.

Но некоторые горячие головы делают это резко и, по моему мнению, необдуманно, полностью по всем направлениям. Правильно ли это? Мы имеем перед глазами опыт России и Китая, которые пошли по этой стезе несколько раньше, контактируем с ними. Мой коллега, ректор Байкальского государственного университета экономики и права заслуженный деятель науки Российской Федерации Михаил Винокуров убежден, что слепо внедрять опыт других государств не стоит. По его мнению, возможно и оправданно внедрение бакалавриата на гуманитарных и естественно-научных специальностях, где четырехлетний цикл дает вполне качественное образование. А вот для врачебных, математических, инженерных и военных специальностей следует оставить пятилетнюю программу.

Я абсолютно с этим согласен. БНТУ в первую очередь инженерный вуз. Инженер сегодня — это не тот специалист, что сорок лет назад. Он должен освоить высшую математику, теоретическую механику, физику, теорию машин и механизмов, сопротивление материалов, детали машин, а также стать IT-специалистом. Проектировать детали машин и машины сегодня возможно, только владея IT-технологиями. С карандашом никто уже не работает. Подготовить такого специалиста за 4 года невозможно. Кстати, в той же Германии инженер учится тоже 5 лет.

— На что может сегодня рассчитывать бакалавр при приеме на работу?

— Ответа на этот вопрос, увы, нет. В соседней России, где немного раньше, чем у нас, введены дипломы бакалавров и магистров, Минтруда не переаттестовало рабочие места. Поэтому вузы, которые перешли на эту систему 5—7 лет назад, вынуждены доучивать своих бакалавров еще год до специалистов, поскольку с дипломом бакалавра рабочего места не найти. Аналогичная ситуация и у нас. Приходит сегодня выпускник-бакалавр на завод, а руководитель предприятия, образно говоря, не знает, то ли лопату ему дать, то ли бригаду доверить. Особенно если речь идет об инженерных специальностях. То есть Министерство труда и соцзащиты должно четко определить, что выпускник-бакалавр имеет право занимать, к примеру, должность техника или помощника инженера, бригадира, а также определить максимальную заработную плату. Такова практика Германии, США. Кстати, законодательный пробел имеется и со статусом магистра. Хотя, конечно, знающий руководитель быстрее возьмет на работу магистра, чем специалиста.

Если вернуться к теме подготовки инженеров, то такого же мнения, как и мы, придерживаются наши китайские коллеги. Есть один из самых популярных в числе 3000 учебных заведений — Тиньхуа университет, где обучается более 30 тысяч студентов. Так вот там бакалавров 15 тысяч, и 11 тысяч из них затем продолжают магистерскую подготовку. Нам предлагают другие подходы: только 7 % выпускников бакалавриата статут магистрами. Чем это чревато? Да, те, кто окончит магистратуру, будут суперспециалистами. Но не нужно забывать, что на нашем рынке активно работают иностранные компании, которые потом и пригласят наших лучших ребят. А мы можем остаться с недоученными специалистами. И высокий инженерный уровень в стране, который выражается в продукции таких гигантов, как БелАЗ, МТЗ, МЗКТ, «Атлант», «Гомсельмаш» и т.д., резко понизится.

Думаю, поступить так с инженерными специальностями было бы преступлением. Поэтому, считаю, Министерство образования приняло правильное решение перевести на 4—4,5-летнее обучение лишь 30 процентов от всех специальностей БНТУ. Да, конечно, хотелось бы готовить специалистов и быстрее, и качественнее. Но все знают знаменитый треугольник: цена, качество, количество, его никак не нарушишь! Выиграв в одном, тут же теряешь в другом. В идеале, конечно, было бы здорово, если бы была разветвленная подготовка: бакалавр мог выбирать, идти ему в специалитет или магистратуру.

— Каким вам видится идеальный специалист? И что необходимо для этого изменить в БНТУ и сфере высшего образования страны в целом?

— Сегодня будущее за многогранными специалистами. Не чистым международником или инженером, а специалистом, имеющим знания сразу в нескольких областях, владеющим IT-технологиями и иностранными языками. Сегодня тот же иностранный язык лишь сопутствующий инструмент, как, например, водительские права. Проблемы? Устаревшая лабораторная база, нехватка кадров, особенно высшего звена. Идет неуклонное старение докторов, кандидатов наук. 70 процентов от числа докторов наук в стране — пенсионеры! Если мы упустим кадровый момент, мы пожнем эту проблему совсем скоро! А вырастить кандидата, доктора наук — дело не одного года. Тем более что современный выпускник не стремится быть преподавателем. Даже в нашем вузе, когда при распределении руководитель крупного предприятия может предложить и большую зарплату, и жилье, какой выбор сделает выпускник? Теперешняя молодежь очень прагматична: им не надо завтра, им надо сегодня.

Наш вуз остро ощущает нехватку общежитий. 58 процентов обеспеченности не дает возможности БНТУ расширить подготовку, в частности, архитекторов. Как решить эту проблему? Где взять средства? Думаю, что, если бы сегодня в Беларуси из имеющихся 54 определили 10 ведущих вузов, отвечающих за кадровое состояние в республике, туда вкладывали большие финансы и, конечно же, по полной программе спрашивали, это было бы правильно. В России эта элита выделена. Вузы имеют льготное финансирование, в том числе научных исследований.

— Мы идем в Болонский процесс, а значит, единое образовательное пространство. БНТУ готов расширить подготовку иностранных студентов?

— 1100 человек мы готовим сегодня. Могли бы увеличить эту цифру до 2 тысяч при условии обеспеченности общежитиями. Что касается кадрового потенциала, 200 наших преподавателей могут свободно преподавать на английском. Так что мы готовы принять и обучить иностранного студента.

Но есть у этой медали другая сторона. Например, студент БНТУ начиная с 3-го курса проходит практику на передовых заводах страны, так что после окончания вуза готов сразу приступить к работе. И это прекрасно понимают за рубежом. Качество белорусского образования считается достаточно высоким. Так что открытие образовательных границ может вызвать для Республики Беларусь опасность «вымывания» высококвалифицированных кадров.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter