Пятидневка в школе: нужен ли аврал?

Перевод школ страны на 5-дневную форму обучения становится реальностью...
"Нагружать все больше нас стали почему-то..." - актуально звучали лет 20 назад слова популярного шуточного шлягера о перегрузках в школе. Нынче тем более школьникам не до шуток. С обострением конкуренции за право продолжить учебу в вузах, приходом в среднюю школу информатики и компьютера нагрузки здесь стали несравненно выше, чем у предыдущих поколений. Как их снизить, облегчив при этом усвоение предлагаемых базовых знаний? Эта задача в проблематике современной школы становится одной из первоочередных. На Брестчине ее решением занялась местная власть, поддержав инициативу педагогов по переводу школ на 5-дневный режим работы.

По предварительным расчетам, переход на 5-дневку позволит ежегодно экономить около 500 тысяч долларов. Конечно, эти деньги у школы никто забирать не собирается. Они пойдут на ее техническое оснащение, улучшение качества школьного питания. Тем не менее одного желания дать зеленый свет 5-дневке для проведения этой реформы оказалось мало. Хотя в некоторых СМИ уже появились сообщения о новогоднем подарке школьникам Брестчины в виде субботнего выходного, предложению корреспондента "СБ" рассказать в деталях о почине области на страницах газеты в управлении образования не обрадовались. Да, в теории у руководителей народного образования просчитаны все издержки реорганизации учебного процесса, доказано солидное преимущество вырисовывающихся плюсов над возможными минусами. На практике за короткий срок до начала второго учебного полугодия еще предстоит разобраться со множеством "но".

Оказывается, процесс одновременного уплотнения школьных занятий и увеличения количества уроков в будние дни (как один из резервов для разгрузки субботы) потребует согласования в сферах, смежных с общеобразовательной системой. Пока еще не сказала своего последнего слова медицина - не даст ли обратного эффекта интенсификация преподавания за счет сокращения уроков до сорока минут и увеличения их числа, например, с 5 до 7 в день? В отдельных случаях пересмотр режима обучения не обойдется без изменения графиков движения транспорта. Под сокращенные каникулы вынуждены будут подстраиваться оздоровительные учреждения для детей. Совершенно разные проблемы возникнут при переходе на 5-дневное обучение в школе деревенской и городской.

Кстати, в управлении народного образования Брестского облисполкома нового школьного расписания в готовом окончательном виде пока нет. Его доработка, как сообщили корреспонденту "СБ", будет интенсивно вестись до конца школьных каникул. Не исключено, что с некоторыми задуманными преобразованиями придется повременить.

Настороженно отнеслась к свободной от уроков субботе определенная часть рядовых педагогов. Для них она означает снижение часовых нагрузок, что может обернуться уменьшением зарплаты. Не показалось удобным изменение режима работы школы и некоторым родителям.

Подобные опасения, по мнению заместителя начальника областного управления образования Людмилы Германович, в чьих руках сегодня исполнительские рычаги перевода на 5-дневное обучение, напрасны. Сомнения исчезают там, где учителей и родителей ознакомили с финансовыми последствиями задуманного, которые никоим образом не должны затронуть материальные интересы ни тех, ни других. Как в педагогической, так и в родительской среде оказалось немало сторонников освобождения субботы от занятий. Еще один выходной для школьников, считают они, даст им дополнительное время для более глубокого изучения тех предметов, по которым придется сдавать экзамены при поступлении в вуз. А кроме того, у детей будет активнее досуг, у них появится возможность не только чаще отдыхать вместе с родителями, но и помогать им в общесемейных хлопотах.

Словом, перевод школ страны на 5-дневную форму обучения, о котором упомянул во время новогоднего поздравления Глава государства, постепенно становится реальностью. Но это как раз тот случай, когда по намеченному пути нужно идти очень осторожно, руководствуясь принципом семь раз отмерь и один - отрежь.

Комментарий

Ну что сказать? Инициатива, особенно "снизу", дело, конечно, хорошее. Тем более когда речь идет о том, чтобы облегчить жизнь нашим детям. Вопрос в другом. Много ли будет проку от брестского почина, случившегося вот так вдруг, аккурат посреди учебного года? Какой смысл в два дня перекраивать учебные планы, да вообще всю школьную жизнь, вводить уроки по 40 минут (а их сокращение всего-то на 5 минут, между прочим, влечет за собой изменение нормативно-правовой базы и должно быть согласовано с юристами), если с 1 сентября базовую школу в республике и без того планируется перевести на 5-дневку?.. Увы, вопросов пока больше, чем ответов.

Как отнеслись к инициативе в Министерстве образования, где на днях побывали представители области? Достаточно сдержанно, отметив, что такой эксперимент хорош для односменных школ, школ, где есть "продленка", а в "продленке" - воспитатель на полную ставку плюс налажено горячее питание. Что же до учебных заведений, работающих в две смены, то для них с ходу вписаться в столь скоропалительные перемены будет весьма проблематично. В общем, не исключено, после разговора в министерстве руководство образовательной сферы области внесет коррективы в порядок проведения эксперимента. Брестчанам предложено действовать в рамках закона о местном самоуправлении и положении о школе, сообразуясь с реальными условиями. Ну а остальные школы страны, будем надеяться, перейдут на пятидневку не в авральном порядке.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter