Экономические и политические события текущего года продемонстрировали уязвимость мирового потребительского рынка. Разрушение привычных логистических цепочек, нарушения поставок, ускорение инфляционных процессов в том числе затронули и нашу страну. Для того чтобы урегулировать возникающие проблемы, был принят ряд мер. О работе, которую проводит МАРТ по насыщению внутреннего потребительского рынка в условиях экономических ограничений, рассказала на деловом форуме, прошедшем в рамках выставки «Продэкспо-2022», Нина Емельянова, заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли.
В Беларуси разработан комплексный документ по регулированию потребительского рынка.
Фонд стабильности
Какие бы события ни происходили в мире, население все равно желает видеть на прилавках магазинов необходимые ему товары по адекватной цене. Чтобы на внутреннем потребительском рынке сохранялся порядок, в нашей стране принят ряд мер: устанавливалось ценовое регулирование, применялись меры нетарифного регулирования, вводились лицензирование, а также запреты и ограничения на ввоз и вывоз определенных видов товаров.— Чтобы обеспечить население основными продовольственными товарами, совместно с отраслевыми производителями и концернами мы создали графики поставки некоторых групп товаров на внутренний рынок. Среди них — сахар, мука, гречневая крупа, рапсовое масло, мясо птицы, цельномолочная продукция, яйца. Обеспечение населения плодоовощной продукцией в межсезонный период и сейчас находится на особом контроле. В стабилизационные фонды заложено свежей плодоовощной продукции на 25 процентов больше, чем в минувшие годы, — отметила заместитель министра.
На постоянной основе проводятся и контрольно-аналитические мероприятия по соблюдению законодательства о торговле. Выявляются проблемные вопросы и оперативно принимаются решения по их нивелированию.
— В настоящее время строго отслеживаются вопросы поставок товаров организациям торговли и наличия у них запасов по 20 товарным группам, — продолжила Нина Емельянова. — Особенно обращаем внимание на товары критического импорта. Необходимо отдать должное импортерам, которые приняли оперативные меры по переориентации поставок из дружественных стран и не оставили нашего потребителя без хурмы, апельсинов, руколы. Например, в 2022 году объем поставок свежей плодоовощной продукции из Узбекистана в отдельных организациях увеличился почти в два раза по сравнению с 2021-м.
Стимул для развития
Заместитель министра подчеркнула, что в условиях экономических ограничений принимаемые государством меры позволяют обеспечивать население страны в широком ассортименте отечественной продукцией.— МАРТ ежегодно разрабатывает перечень товаров, предлагаемых для освоения их производства, выпуска импортозамещающей продукции и развития ассортимента с учетом конъюнктуры рынка. В 2022 году этот перечень включал 377 товарных позиций, из которых 23 — продовольственные. Среди них совершенно новые группы товаров, которые никогда не производились в нашей стране, например, сыры с белой и голубой плесенью, свежие овощи, мясные деликатесы. Подтверждением эффективности проделанной работы в 2022 году стал рост продаж товаров отечественного производства на 1,5 процента, — акцентировала внимание Нина Емельянова.
Работа по насыщению потребительского рынка отечественными товарами в целях соблюдения доктрины о продовольственной безопасности продолжается. Влияет на него и ценовое регулирование.
— Для нивелирования неблагоприятных внешних тенденций и их последствий Правительством принимался ряд комплексных мер по поддержке экономики, — напомнила заместитель министра. — Пик годовой инфляции в нашей стране был зафиксирован в июле — 18,1 процента. Затем инфляционные процессы начали замедляться: 17,9 процента в годовом выражении в августе, 17,4 — в сентябре. Однако это все равно высокие показатели. Принятое Президентом жесткое решение по фиксации цен, нашедшее отражение в Директиве № 10, а впоследствии внедрение новой системы регулирования цен согласно постановлению № 713 замедлили инфляцию. Впервые в истории в октябре по отношению к предыдущему месяцу отмечается снижение индекса потребительских цен на 1 процент. Как итог — в сентябре годовая инфляция составила 15,2 процента.
Обратная связь
При этом, по мнению Нины Емельяновой, сфера действия постановления № 713 гораздо шире, чем вопросы ценообразования. По сути, разработан комплексный документ по регулированию потребительского рынка, которым регламентируется порядок ценообразования для производителей, импортеров, субъектов торговли. Государственный таможенный комитет совместно с Министерством антимонопольного регулирования и торговли осуществляет контроль за ценами импортеров, а Комитет госконтроля, облисполкомы, Мингорисполком наделены полномочиями по приостановлению работы либо закрытию торговых объектов. Введен запрет на выплату производителем вознаграждений торговле, а со следующего года — на проведение товарообменных операций без поступления денежных средств.— Для координации работы в нынешних условиях при МАРТ создана рабочая группа для рассмотрения обращений субъектов хозяйствования по разъяснению норм постановления № 713 — всего их поступило около 10 тысяч. Обратная связь с бизнесом сохраняется, его предложения и замечания аккумулируются и изучаются, — заверила Нина Емельянова. — Для упрощения работы субъектов хозяйствования разработаны и размещены на официальном сайте МАРТ разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам. Проводятся мониторинги работы организаций торговли, рынков. Внесены изменения в 74-е постановление о перечнях товаров. Их суть — субъекты торговли самостоятельно выбирают из перечня товары, обязательные к реализации и согласованию с местными исполкомами. Согласовать новые перечни обязательных товаров следует до 1 января 2023 года.
Заместитель министра отметила, что бизнес-сообщество с пониманием относится к ситуации и принимаемым мерам, и подчеркнула:
— Важно установить баланс, чтобы население могло приобретать товары по доступным ценам, а бизнес мог получать адекватную прибыль.
nevmer@sb.by