Пути и дороги Александра Минина

Александр Васильевич МИНИН - человек, ответственный за дороги: директор департамента "Белавтодор", ведомства, которое входит в структуру Министерства транспорта и коммуникаций, кандидат технических наук, председатель Межправительственного совета дорожников стран СНГ.
Александр Васильевич МИНИН - человек, ответственный за дороги: директор департамента "Белавтодор", ведомства, которое входит в структуру Министерства транспорта и коммуникаций, кандидат технических наук, председатель Межправительственного совета дорожников стран СНГ. Одна из задач Минтранса - увеличивать поток грузоперевозок, получать прибыль от транзита. Задача дорожников - сохранять дороги в приличном виде. Это нелегко прежде всего потому, что, по идее и по логике, во взаимоотношениях транспортников и дорожников естественная коллизия, а департамент находится в прямом подчинении Минтрансу и не имеет своего голоса. Человеку вроде меня (не посвященному в тайны строительства правительственных структур) это кажется абсурдом. Людям, работающим в таких условиях, - тяжким бременем. Прежде чем отправиться к Минину, я провела рекогносцировочные работы в недрах Минтранса - чтобы проверить свои ощущения. Оказалось, очень многие чиновники полагают, что, когда дорожники были комитетом при Минтрансе и имели самостоятельность (Минин возглавлял тогда коллегию комитета), толку и справедливости было больше.

Вот в таком сложном положении оказались я и мой герой, хотя он сам об этом еще и не догадывался. Ну как говорить о проблемах, если их решение порой упирается в волю вышестоящего начальства, у которого, как ни крути, совсем иные задачи? Я решила начать издалека и не ставить Минина в неловкое положение. Ведь обсуждать руководство, причем в его отсутствие, неприлично. С другой стороны, руководство мы обсуждать и не собирались. Имеет место противостояние профессиональных интересов, об этом и будем говорить. В общем, я вопросы, собранные, как всегда, по принципу "Что бы ты хотел узнать у директора, но стеснялся спросить", на время оставила. И решила так. Для начала спрошу: "Чем руководителю департамента приходится заниматься в течение рабочего дня?". Может, где-нибудь директора и "зацепит". Спросить я спросила, но... сразу пожалела об этом: минут 15 мы барахтались в чиновничьих словесах. Затем последовал обмен мнениями. Мне даже показалось, что Александр Васильевич сердится, не понимая, куда я клоню.

- Я вовсе не сердился, - сказал мне потом Минин. - Пытался найти смысл в вашем вопросе.

- А это было сложно?

- Да. Вы спросили, чем занимаюсь, я ответил: ставлю задачи, осуществляю контроль, реализую программу действий, которая направлена на улучшение состояния сети автомобильных дорог. Да, реализую, хоть вам и не нравится это неконкретное слово. Я, может, непоследователен но, так как вы загибаете непонятно куда, я вам по-другому скажу. Дорожное хозяйство - исключительно древняя профессия. И познать ее даже на элементарном уровне - дело многосложное. Даже список наук, сопровождающих ваше упрощенное "чем мы занимаемся", займет не менее страницы: начиная с физики, математики, геометрии и тригонометрии и заканчивая материаловедением.

Я постаралась "не заметить" камешка, брошенного в мой огород.

- Для того, чтобы оценить результат, тригонометрия не нужна.

- Да вся дорожная политика направлена на то, чтобы вы, сидя за рулем, не думали: "Опять решаем две наши классические проблемы: дороги и дураки"! Мне кажется, сегодня вы уже должны сказать: "Смотрите-ка, одна проблема куда-то исчезает!"

- Которая?

- Та, что связана с дураками. Мы работаем над устранением второй проблемы. Поэтому и считаю дорожное дело исключительно важной профессией. А вы спрашиваете, чем я занимаюсь!

- Я думала, что смогу понять, удовлетворены ли вы полномочиями своего ведомства.

- Нет, - сразу сказал Александр Васильевич. Подумал и снова сказал: - Нет, не удовлетворен.

- Вам легче было бы реализовывать программы при другой форме подчинения?

- Конечно, легче, я в этом убежден. Это должен быть орган государственного управления.

- Пытались что-то сделать, чтобы это мнение разделяли те, от кого зависит решение вопроса?

- Перманентно занимаюсь этим уже лет 8. Но, кроме убеждения, нужно еще что-то. Ведь иногда нас не спрашивают...

- Имеете в виду ту осень, когда реформировались органы госуправления и комитет превратился в департамент?

- Да.

- Как вам удается существовать в структуре одного министерства: автомобилистам и дорожникам? - задала я наконец щекотливый вопрос. - Интересы у вас - разные, а подчинение - полное.

Минин задумался, слегка наклонив голову, как бы прикидывая, что ответить.

- Да-а, это коллизия, - наконец сказал он. - Коллизия, заложенная на нормативном уровне. Мне кажется, полномочия дорожников и автомобилистов должны быть разграничены.

- Еще один парадокс меня попросили с вами обсудить. За 10 лет сеть дорог увеличилась, грузопоток вырос, а финансирование уменьшилось в 2 раза. Как понять?

- Парадокс, как вы говорите, действительно существует, и это одна из причин моей неудовлетворенности. Но дороги - народное достояние, все, что связано с их обслуживанием, строительством и финансированием, находится в сфере интересов государства. Есть ряд рычагов, которые обеспечивают реализацию задач в условиях этого, с вашей точки зрения, парадокса.

- А с вашей точки зрения?

- Просто такое развитие экономики. Я, пожалуй, покажу график, чтобы вы видели, о чем речь.

Минин достал небесного цвета график с тремя линиями, растопыренными в разные стороны. Две линии ползут резко вверх, одна упирается в нижний правый угол.

- Это срез за 10 лет. Вот, пожалуйста, в 1992-м было 989 тысяч единиц транспортных средств. Сейчас 2 миллиона 634 тысячи автомобилей. Мы уже пересекли цивилизованный порог автомобилизации (по оценкам международных организаций - 170 автомобилей на 1.000 населения). Протяженность дорог общего пользования увеличилась с 49.305 км до почти 80.000 км (мы приняли на баланс предприятий министерства социально значимые дороги, которые раньше обслуживало сельское хозяйство). А теперь финансирование: с 625 млн. долларов в 1992 году оно сократилось до 262 млн. в 2000 году! Но в 2002-м цифра снова стала расти - сейчас уже 326 млн., все же положительная динамика, - Минин отложил в сторону график. - Я вот что хочу сказать: если будем пропускать перегруженные автомобили по всем дорогам, станем "людьми на болоте". Разработана программа "Дороги Беларуси" на 2005 - 2007 годы: теперь соблюдается цивилизованная норма нагрузок.

- Но в прошлом году весной на дорогах был сущий беспредел.

Тогда конфликт интересов транспортников и дорожников достиг апогея. 80 процентов всего грузового транспорта проехали по дорогам страны без ограничений. Были учтены все договоренности (ведомственные, международные и между фирмами), в результате "с целью увеличить прибыль от транзита" тяжелые фуры пропускались по ослабленным распутицей дорогам и разбивали их в пух и прах. Естественно, никто не компенсировал затраты на ремонт дорожного полотна. Тогда по министерству бродила черненькая шуточка: "Белавтодор" попал под колеса Минтранса".

- Да, нам не удалось той весной реализовать принцип ограничений. Но такого больше не будет, - сказал на это мой собеседник.

- Посчитал ли кто-нибудь прибыль, полученную государством от транзита, с учетом тех многомиллионных затрат на ремонт?

- Ох, это полностью ущербная тема. Мы анализировали результаты пропуска нагрузок в сезон весенней распутицы, когда еще были сохранены действующие нормативы для международных перевозчиков. Эффекта нет. Есть четкие потери - 540 км дороги, более 46 миллиардов рублей. Это деньги на-ло-го-пла-тель-щи-ков! Вот в чем вопрос.

- И никакого процесса посыпания голов пеплом со стороны?..

- Нет, конечно! Но это заинтересовало Премьер-министра. Очень сильно заинтересовало. Хотя Минтранс нам оппонирует: мол, это не так. Но есть цифры.

- Насколько важно для вас наличие полномочий, позволяющих выходить с законодательной инициативой?

- Очень даже важно! Потому что сейчас, если мы выходим с предложением, по пути многое отфильтровывается. Раньше-то мы могли работать с правительством напрямую. Я считаю, это время было максимально эффективным. Смело могу сказать: сегодня в стране хорошие дороги только потому, что 4,5 года нам дали нормально работать. Ведь в 1995 году сам Премьер-министр лично издавал распоряжения о ликвидации ямочности на дорогах страны: где и какие ямы заделать! Настолько ужасным было положение дел. Сейчас у нас каждый метр на учете, каждое сооружение. Я не имею в виду город, там не наша епархия.

- Ваша специальность - мосты и тоннели. Думаю, вам интересно услышать мнение мостостроителя.

Я рассказала эпизод из своей жизни: моя приятельница-инженер на вечере встречи одноклассников всех доставала рассказами не о семье или успехах детей (как все), а о том, как она строит мосты. "Как вы только ездите по нашим мостам?" - изумлялась она. Александр Васильевич попытался выразить сомнение в подлинности истории. Впрочем, Минин в итоге признал, что проблема мостов громаднейшая.

- Сегодня 42 процента мостов не соответствуют нормативам. Это значит, наращивается недоремонт.

- А европейские фуры, грузоподъемность которых превышает возможности наших дорог (не говоря уже о мостах), не провалятся?

Мы постучали по дереву.

- Нет, но и фуры - проблема. Вообще такое положение - следствие нескольких факторов: природно-климатических, возраста мостов и повышенных нагрузок. Конечно, если суммировать все это, то ситуация выглядит серьезно. Но поверьте, мы очень системно подходим к этому вопросу и не допустим даже вероятности техногенных катастроф.

- Средства на системный подход - в составе бюджетных 326 миллионов?

- Пока только это. Кроме всего прочего, наши реалии - хроническое недофинансирование. Недавно мы приняли программу "Мосты ХХI века": при ее помощи завершим анализ проблемы. Ведь речь идет не об одном сооружении. В стране свыше 5 тысяч мостов, из них почти половина требует пристального внимания. Нужно искать путь, который был бы не только эффективен, но и в краткое время реализуем. Я думаю, решим проблему в рамках бюджета. У нас есть соображения и идеи. Правда, многие вопросы, требующие элементарных знаний дорожного дела, проходят через "сито" с огромными временными затратами, ну и, естественно, с нервами.

- Довести дороги в 50-километровой зоне вокруг Минска до европейского уровня - ваша идея?

- Нет, Президента. На эти цели выделен специальный кредитный ресурс - 80 млрд. рублей. Работы уже начались.

- Есть вопрос от рабочих - строителей дорог. Вас не напрягает совпадение сезонов трудовой активности у дорожников и работников сельского хозяйства?

- Нет, а почему это должно меня напрягать?

- Замечено: с началом сельскохозяйственных работ у некоторых организаций начинаются перебои с финансированием.

- А, это! Ну, мы не исключение. Дорожные фонды имеют статус целевых. Но в "сезон", как правило, появляется разрыв между суммами, поступившими в республиканский дорожный фонд и полученными нами.

- Какие методы используете в борьбе с недофинансированием? В этом году вы получили лишь 46 процентов от потребности по программе "Дороги Беларуси".

- Какие тут могут быть методы? У меня просто есть глубокое убеждение, что нужно выполнять закон - положено, что фонд целевой, значит, так и должно быть.

- Такой подход мне напоминает известный анекдот. Когда в столовой человеку мясо в суп не положили. Он вызывает официанта: "Мне же мясо положено!" - "Положено - ешь". - "Так ведь в суп не положено!" - "Не положено - не ешь!". Так и у вас: закон есть, а денег нет.

- Нужно на законодательном уровне закрепить надежную защиту этих средств, и все. Дороги работают независимо от сезонов, это кровеносные сосуды страны. Но у нас, видимо, есть люди, которые думают, что повсюду можно разъезжать на тяжелых грузовиках, а на чаше весов всегда перевесят чьи-то интересы, якобы народнохозяйственные.

- Спрашивать, что это за люди, нет смысла? Но они, полагаю, поняли, о чем мы толкуем. Вы были награждены за строительство Минской кольцевой дороги. Довольны проделанной работой или есть позиции, по которым ощущаете досаду?

- Досаду вызывает язвительная позиция всяких "контролеров". Мне уже надоело слышать вопрос: "Как вам удалось?" Вызывают досаду и реплики отдельных руководителей (достаточно высокого ранга): "Как это вы успели вовремя?" Будто все только и ждали, что у нас будут проколы. Ничего не вышло! А вот так вот: взяли и сделали - качественно и вовремя! Чтобы там ни говорили доброхоты, дорога работает, приносит реальные доходы каждому пользователю - с этим спорить невозможно. Сегодня, когда МКАД работает полным кольцом, мы зафиксировали на дорожно-измерительных станциях нагрузку - 50 тысяч автомобилей в сутки! По самым смелым прогнозам, мы рассчитывали выйти на эту цифру в 2005 - 2006 году. Ведь раньше было 14 тысяч, и только на отдельных участках 25.

- Вам, наверное, и самому нравится ездить по кольцевой?

- Да, доставляет удовольствие.

- Видели, как жители близлежащих деревень перепрыгивают через заграждение с ведрами, наполненными водой? У них по другую сторону - огороды. Почему вы не предусмотрели этого? Ведь ясно любому, что наш человек от своего огорода просто так не откажется.

- Вы что, предлагаете раскопать подземный тоннель, чтобы там наши огородники с ведрами гуляли? Поймите, мы не можем строить переходы через каждые 100 метров! Думаете, достаточно сделать дырку в ограждении - и готово? Господь с вами! Трупами все будет усеяно вокруг этой дырки. А нормальный путепровод стоит 200 млн. рублей! Такие деньги тратить для того, чтобы кто-то два раза в неделю с ведрами прошел? Та морковка, которая растет за кольцевой, дороговато государству обойдется. А пешеходам скажу следующее: чтобы 42 метра дороги с барьером пересечь, даже Борзову понадобилось бы 6 секунд. А за 6 секунд автомобиль проходит 300 - 400 метров. Мой совет простой: в неустановленных местах переходить не надо, вот и все. На 56 км кольцевой 30 транспортных развязок и 19 подземных и наземных переходов. Один переход на каждый километр - достаточно.

- Травматизм на кольцевой увеличился?

- У нас по-разному на такой вопрос реагируют. По количеству смертей - да. В прошлом году их было 12, в этом уже 16. Но в прошлом году не работало полкольца и не было такого огромного потока автомобилей. В городе уже кое-как научились по переходам ходить, а на кольцевой чуть ли не считают своим долгом перелезть, где им нравится, сломать ограждение или противоослепляющее устройство. Я смотрю порой с ужасом - это ведь все наши деньги: мои, ваши, той тети с ведром. Чтобы закрыть эту тему, скажу: в этом году построим еще два дополнительных перехода - на 6-м км (чуть в сторону от Стиклево) и на 28-м км (в районе Малиновки) кольцевой.

- Вернемся к вопросам. Не планируется ли сделать платными еще какие-нибудь дороги, кроме "Олимпийки"?

- Есть принцип, и он правильный: кто больше везет, тот должен больше платить, то есть компенсировать затраты общества на строительство дорог. Стоимость проезда на дороге N 1 будет строго увязана с грузоподъемностью. Где-то с осени эта дорога станет платной и для "легковых" белорусов. Другие дороги пока платными не будут.

- Жители деревни Старые Щавры Крупского района позвонили на наш "горячий телефон": тяжелые фуры облюбовали их деревню как удобное местечко для объезда пункта дорожного сбора Нача на московской трассе. Многотонники едут через Старые Щавры, а щавринцы готовы на стены лезть: печи разваливаются, собаки лают, пыль столбом! Как с этим быть?

- Знаки запрещающие там стоят? Вот мы и обратим внимание работников ГАИ на этот момент. Это будет наш вклад в общее дело. Мало того, что не платят государству за пользование имуществом, мало того, что не дают людям спокойно жить, так еще и дороги им разбивают. Надеюсь, ГАИ разберется.

- У вас с ГАИ душевные отношения?

- Конструктивные. Душевные - это что-то лирическое. Хотя каждый человек в душе лирик, но это не тот случай.

- Кстати, я слышала, что вы стихи пишете! В голове держите или бумаге доверяете?

- Раньше доверял, но со временем, как у нас говорят: в условиях сложной обстановки... не нахожу времени, ношу в себе.

- Коллеги дают вам очень противоречивые оценки. Вам это интересно?

- Ну да, пожалуй. Мне-то они не говорят.

- Конечно, кто же вам скажет, что вы, к примеру, несколько простоваты для руководителя.

Имеется в виду: не интриган, не умеет (или не хочет) втереться в доверие к начальству. Это качество находят отрицательным. Потому что некоторым дорожникам кажется, что свою правоту в создавшихся условиях нужно доказывать всеми доступными способами. С другой стороны, коллеги признают: хорошо, что Минин, будучи сам высоким начальством (первый заместитель министра как-никак), демократичен и умен одновременно. Да еще человек порядочный! Минина называют интересным, разговорчивым, понятливым... дорожником. Ни один не сказал о нем просто: "Человек". Не специально, конечно, просто профессия и личность директора воспринимаются как синонимы. Кроме того, про Минина говорят, что он выбирает себе слишком экстремальные виды увлечений. Кроме стихов (тоже почему-то относят к экстриму), он в молодости прыгал на мотоцикле с трамплина, с парашютом (без мотоцикла) и вообще постоянно что-нибудь вытворял. Многим непонятно, почему он недостаточно использует свой потенциал не внутри департамента, а вне его. С таким-то темпераментом оказался, по мнению некоторых, слишком интеллигентным для такой должности.

- Я вообще-то не такой, - заявил Минин, наверное, притомившись слушать о себе напраслину. - Как раз в работе я - сущий костолом. Иногда "ломаю" кости, потом "вправляю". - Минин с удовольствием откинулся на спинку дивана и засмеялся. - Да и начальство мое непосредственное вряд ли спит спокойно. Не согласен я с этой оценкой. По грузовикам-тяжеловесам я конкретные претензии предъявил Минтрансу. Услышали, правда, только месяцев через 9. Ну не могу же я бегать по кабинетам и бить людей по зубам, раз умею это делать очень не плохо. Вопрос в другом. Есть некоторые вещи, которые ну никак нельзя допускать, а у нас допускают. В правительстве наши аргументы воспринимаются, здесь - нет. Блокируются. Мы-то стоим на страже интересов государства (дороги - достояние государства), а автомобилисты - на страже интересов субъектов хозяйствования. Знаете, разводить интриги или через головы прыгать я не хочу. Прыжки хороши в спорте. А в политике нужно понимание целесообразности и пользы государству. Может, вы ждете, что я скажу, как реализую свое неудовлетворение, но... я не слон в посудной лавке. Я хочу, чтобы организационная структура была приведена в порядок - и это нормально. В "Белавтодоре" работают профессионалы высшей пробы. Система отлажена, и пока попытки ее расшатать ни к чему не приводят. Это все, что я могу сказать.

- Если бы российский олигарх Абрамович вдруг передумал отдавать деньги английскому клубу "Челси", а инвестировал бы их в вашу отрасль, куда бы вы эти деньги вложили?

- Потратил бы на белорусский участок сети международных дорог СНГ. Хотя 200 миллионов долларов - это не много. Впрочем, как посмотреть: это за клуб человек отдал столько, а у нас весь бюджет 326 миллионов. Знаете, меня не сумма взволновала, когда я услышал в новостях про Абрамовича. Не о том подумал, много это или мало, а о том, что человек в России деньги заработал, а в английский клуб вложил. Мне это непонятно. Россия тоже нуждается в инвестициях. Их дорожники берут кредиты в Евробанке, который находится в Лондоне! Странные ассоциации у меня возникают порой. Хотите, я вам скажу в дополнение к нашему разговору? Дороги - это 8 процентов основных фондов страны. 7,5 процента от ВВП мы теряем из-за ухудшения их состояния! Глава государства ставит задачу увеличения ВВП, а деньги растворяются в эксплуатационных расходах!

- Значит, опять виноваты дороги? Или... Впрочем, продолжим разговор. Стимулировать развитие дорожного сервиса - ваша задача?

- В последнее время на Минтранс и "Белавтодор" возложили функции по координации развития дорожного сервиса. Приглашаем, кстати, всех, кого интересует этот вид бизнеса: приходите в "Белавтодор", покажем места, где можно открыть дело, где через 3 - 4 года есть реальный шанс получить возврат вложенных средств и начать работать на прибыль.

Есть на дороге остановочные пункты, там урны стоят. Однажды после выходных мы были в шоке: около урны на 2 самосвала мусора! "Что такое?" - думаем. Оказалось, дачники нашли выход: загрузили в багажники мешки, привезли сюда и бухнули! А дорожники должны убирать. Все же надо искать другой способ утилизации. Вопрос утилизации мусора меня, кстати, волнует. Я на снегоходе люблю ездить, а под снегом чего только не набросано!

- Еще и на снегоходе? На работе острых ощущений не хватает?

- Не те ощущения. Я человек заводной, мне нужен адреналин! Самбо и дзюдо для меня - системные занятия спортом, прыжки с парашютом - это просто здорово! Я еще занимаюсь наукой, люблю читать. Особенно Якуба Коласа - "Новую зямлю" часто перечитываю. Правда!

- "Зазна›ся, ой мароз зазна›ся, ды дзень яшчэ не пачына›ся..." Можете продолжить?

- Я лучше отрывок про дороги: "Дарогi, вечныя дарогi! Знаць, вам спрадвеку самi богi, калi крас„нцы жыцця ткалi, i вашы л„сы вызначалi..."

Он читал с удовольствием. Потом сказал

: - Иногда все так переплетается, нагружает, выматывает - просто необходимо переключиться. Я люблю плохую погоду, люблю, когда мобильный не работает... Когда все молчит и только ветер воет, и метель метет.

Мы заговорили о плохой погоде, и я отключила диктофон.



Идеальный чиновник

Слову "чиновник" нельзя придавать уничижительный оттенок. Я считаю, это очень достойная работа. Если человек, находящийся на государственной службе, профессионал, добросовестно выполняет свои обязанности и способен на взвешенные оценки, он близок к идеалу. Вообще, мое жизненное кредо: "Дорогу осилит идущий".

В ведении департамента "Белавтодор" 25 предприятий, 80 тысяч километров автомобильных дорог общего пользования, в том числе 15,4 тысячи километров республиканских и 64,6 тысячи километров местных дорог.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter