Путевка в жизнь

Сдувая пыль с истории

1 июня родились Мерилин Монро и автомобильная компания «Крайслер». В первый день лета в США запретили рабство, а в Шотландии впервые упомянули в документах о виски. Еще 1 июня заложили Смольный институт, а Михаилу Шолохову присудили Нобелевскую премию. Для нашей рубрики это интересно, но не более. А все потому, что 1 июня принято отмечать Международный день защиты детей, а в 1931 году на экраны вышел первый советский звуковой фильм под просто–таки символическим названием «Путевка в жизнь».


«Для нас каждый мальчик и каждая девочка — это будущие граждане страны, это люди, которые станут к станкам отцов и матерей, будут работать на поле, поднятом к жизни старшим поколением. Дети, которых мы сегодня учим, воспитываем, забавляем, вырастут и возьмут в руки наши дела, наше гордое знамя, будут продолжать борьбу за Коммунизм. Какими же будут они, наши наследники? Об этом нельзя не думать, потому что все творимое и созидаемое в нашей стране неразрывно связано с будущим. А будущее — это прежде всего люди, их стойкость, мужество, трудолюбие, революционный запал. Вот почему мы уделяем сейчас такое большое внимание воспитанию молодежи на героических традициях прошлого, на примерах борьбы и труда наших старших братьев и сестер, отцов и матерей» («Наше будущее», 1.06.1960).


«Вы говорите: — «Дети нас утомляют». Вы правы. Вы поясняете: — «Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься». Ошибаетесь! Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть», — утверждал польский педагог, которого мы знаем как Януша Корчака, а он был еще и Эршем Гольдшмитом. Свой знаменитый Дом сирот для еврейских детей он основал еще в 1911 году, именно в нем он испытывал свои новаторские идеи в области воспитания, отстаивал права каждого ребенка. И я надеюсь, вы ни в коем случае не удивитесь, узнав, что в 1942 году Корчак отказался принять дарованную ему свободу и вместе со своими детьми отправился в газовую камеру Треблинки?..


«А я мальчик на чужбине

Позабыт от людей.

Позабыт, позаброшен

С молодых, юных лет,

Я остался сиротою,

Счастья доли мне нет.

Я остался сиротою,

Счастья доли мне нет...»


С позиций сегодняшнего дня звук в картине «Путевка в жизнь» отвратительный. Однако в 1931 году он был прорывом, а потому сегодня пора прислушаться не только к прозвучавшим в нем песням, но и к поднятым темам. Это только на первый взгляд все просто: «фильм рассказывает о перевоспитании подростков в трудовой коммуне в первые годы советской власти». Однако стоит лишь поинтересоваться настоящей историей, как ей с ходу позавидуют самые удалые сценаристы будущих фильмов. В 1928 году в продаже появилась брошюра начальника Болшевской трудовой коммуны, а по совместительству начальника орготдела АОУ ОГПУ СССР Матвея Погребинского «Трудовая коммуна ОГПУ». Предисловие к этой работе написал сам Горький, который столь проникся принципами работы коммунаров («хошь живи, хошь — уходи» («принцип открытых дверей»), обучение труду и ежедневная работа в мастерских (коммуна содержалась на заработанные подростками средства), «все отвечают за каждого» (принцип «круговой поруки»: за преступление одного страдают все), что назвал этот подход «безумием реалистов». Брошюра стала основой сценария фильма Николая Экка, написанного им в соавторстве с Региной Янушкевич и Александром Столпером. Фильм будет иметь нешуточный успех, но сперва прославится сам Погребинский. Его карьера пойдет вверх, но в 1937 году история лишь ухмыльнется... В стране в тот момент было две широко известных коммуны по перевоспитанию малолетних преступников, но если у Антона Макаренко коммуна носила имя Дзержинского, то Болшевская коммуна Погребинского была имени Ягоды. Когда всесильного наркома внутренних дел записали в состав правотроцкистского блока, ставший к тому моменту начальником УНКВД Горьковской области Матвей Погребинский предпочел застрелиться у себя в кабинете...


«Сложное сейчас для страны, республики время. Все чаще приходится слышать, что трудно быть добрым и милосердным, потому что жизнь уже сама по себе трудна. Экономические спады и забастовки, повышение цен на продукты питания и товары существенно влияют и на наш бюджет, и на настроение. Черствее, эгоистичнее стал сам человек, вынужденный бороться за свое место на земле и думать больше о себе, чем о других. Жестокой по последствиям, человеческому горю стала для Белоруссии и чернобыльская трагедия... Да, при желании можно оправдать любое немилосердие, равнодушие к детским слезам. Но не зря говорят: общество нравственно лишь тогда, когда оно заботится о тех, кто еще ничего не производит, и о тех, кто уже ничего не производит, то есть о детях и стариках. Чтобы получить право в будущем рассчитывать на понимание и сострадание детей, надо быть милосердным сегодня. Увы, годами, десятилетиями накапливались проблемы под лозунгом «Все лучшее — детям!», желаемое так удобно было выдавать за действительность, что не хочется порой смотреть правде в глаза. Леденящие душу цифры детской заболеваемости, детской смертности, дети–сироты при живых родителях, маленькие сироты, чьи отцы погибли в Афганистане, забытые инвалиды... А несовершеннолетние правонарушители, злостные юные преступники, токсикоманы, наркоманы!..» («Подарим детству праздник», 1.06.1991).


Сегодня, когда к Международному дню защиты детей присоединились противники абортов, именно 1 июня отстаивающие права нерожденных детей на жизнь, немногие вспомнят, что к возникновению праздника привела инициатива конгресса Международной демократической федерации женщин. Впервые Международный день защиты детей отмечался в 1950 году.


«Этот день прошел под лозунгом защиты детей от угрозы новой войны. После Второй мировой войны положение детей в капиталистических и колониальных странах значительно ухудшилось. Миллионы детей в этих странах подвергаются беспощадной эксплуатации, обречены на неимоверные страдания и лишения. В Америке нет закона, запрещающего детский труд... В портовых городах Англии ночью, когда все взрослое население спит, тысячи детей за гроши работают на разгрузке рыболовных судов, сортировке и упаковке рыбы... 400 тысяч детей–сирот Греции бродят по стране в поисках хлеба и пристанища; 300 тысяч этих детей больны туберкулезом» («Международный день защиты детей», 2.06.1950).


С тех пор каникулы в советских школах начинались только после конкурса детского рисунка на асфальте, лекции в школе или, на худой конец, просто коллективного исполнения песни, которая в 1963 году помогла Тамаре Миансаровой победить на фестивале в Сопоте. Она называлась «Солнечный круг», ее пел в нашей стране каждый, но только немногие были осведомлены, что задолго до Льва Ошанина знаменитый припев («Пусть всегда будет солнце, / Пусть всегда будет небо, / Пусть всегда будет мама, / Пусть всегда буду я») написал мальчик Костя Баранников. Сочиненные им строчки впервые появились в исследовании психолога К.Спасской, опубликованном в журнале «Родной язык и литература в трудовой школе» в 1928 году — между прочим, том самом, в котором увидела свет брошюра Погребинского.


«Вот умру я, умру я,

Похоронят меня.

И никто не узнает,

Где могилка моя.

И никто не узнает,

Где могилка моя».


Эту песню пели беспризорники из первой «Путевки в жизнь». Когда на четвертьвековой юбилей фильма Николай Экк возьмется его переозвучить и перемонтировать, то картина станет короче на 20 минут и из нее исчезнут многие блатные куплеты, которые когда–то распевала вся страна. Понять, почему режиссер поступил именно так, невозможно, а вот допустить версию — позволительно. Быть может, на Экка оказала влияние трагическая судьба киношного Мустафы. Это он говорил в фильме «Яблочка хотца!», он перевоспитался, но в финале картины был убит Жиганом. У сыгравшего Мустафу марийского парня Йывана Кырля биография тоже сложилась в духе времени. В 1937 году в ресторане Йошкар–Олы он ударил бутылкой по голове русского студента, кричал что–то о засилье русских и правах марийцев, а в итоге получил 10 лет лагерей, где и сгинул.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter