Путешествиев толочинский Голливуд

Кто из старых коммунистов не знает ленинскую формулу: "Кино - важнейшее из всех искусств"? А вот Анатолий Антонович Шнейдер, работая в Толочинском райкоме партии, ощутил великий тезис, как говорится, на собственной шкуре.
Кто из старых коммунистов не знает ленинскую формулу: "Кино - важнейшее из всех искусств"? А вот Анатолий Антонович Шнейдер, работая в Толочинском райкоме партии, ощутил великий тезис, как говорится, на собственной шкуре. Шрамов и следов насилия на ней, правда, не осталось. Решение в Толочине этой формулыс участием Шнейдера в начале 1960-х осуществлялось по согласию партийного работника. Шрамы скорее остались в душе и на сердце.

Но об этом - несколько позже.А начало всему положил случай. В отдел образования Толочинского райисполкома поступила кинокамера. Теперь Шнейдер уже и не помнит: сами толочинцы пожелали заняться кинотворчеством или "влетели" списочным составом в какую-то программу. Теперь бы такой "влет", к примеру, на оснащение хотя бы двух-трех школ компьютерными классами!.. А пользоваться той камерой, как это случается, никто в райцентре не умел. Не знал, что это за "чудо", и Шнейдер. Но интерес одержал верх - и по вечерам, когда, говоря партийной лексикой тех времен, в райкомовских окнах гас свет, Анатолий Антонович спешил заняться новым делом. Потихоньку разобрался, что к чему, "оброс" новыми знаниями, накупил специальной литературы. А когда собрался в отпуск - попросил разрешения взять с собой кинокамеру. На отдыхе и снял свой первый фильм. Правда, теперь, с высоты четырех десятилетий, А.Шнейдер и фильмом тот первый "блин" стесняется назвать. Мол, всего-то и получилась обыденная кинозарисовка. А что касается фильмов, то сегодня их на личном счету Анатолия Антоновича - больше сотни.

Увлечение любительским кино подвигло толочинского партработника на создание при местном Доме культуры любительской киностудии. Нашлись соратники. Временами число их составляет человек восемь - десять, временами - больше или меньше. Со временем киностудия получила звание народной. А это, кроме всего прочего, - и лишняя возможность оказать любителям поддержку за счет государственного бюджета. Архив, собранный за 40 лет, впечатляет: больше 100 фильмов! Вот только есть ли дело до этого собрания республиканскому архиву кинофонофотодокументов? Документальные свидетельства столетней давности по пыльным чердакам ищем, а то, что рядом, что сегодня уже является частицей истории...

Сейчас Анатолий Антонович снимает на видеокамеру. И студия по-другому называется: народный киновидеоклуб ЮНЕСКО "Летопись". Руководитель везде свою принадлежность к ЮНЕСКО настоятельно подчеркивает. И причина здесь, очевидно, в следующем. Сегодня в Беларуси никто - ни Союз кинематографистов, ни профсоюзы с их извечной любовью к клубно-просветительской деятельности - по большому счету, любительским кино не занимается. В иные времена всех непрофессиональных киношников в республике наперечет знали. На семинары приглашали. Конкурсы проводили. Случалось, что кому-то удавалось за рамки провинциального признания прорваться. Лично А.Шнейдеру посчастливилось поучаствовать в 45-м международном конгрессе УНИКА-86, который проходил в Эстонии. Анатолий Антонович и теперь весь улыбкой светится, когда вспоминает престижный таллинский киношный симпозиум. С гордостью рассказывает, что наши, советские, белорусские, фильмы выглядели ничуть не хуже заморской кинопродукции. Хотя и сенсаций никаких наши любители не делали, зрители с удовольствием смотрели тихое, спокойное, как правило, лишенное игровых составляющих, кино. Толочинский кинематографист - убежденный публицист старой школы: в каждом фильме он ставит проблему. Слушая Анатолия Антоновича, открывая один за другим его фильмы, так и хочется пойти за ним следом, прикоснуться к уже открытой им теме.

Все фильмы Шнейдера и его киновидеоклуба - о Толочине, толочинском крае. О природе. Об исторических памятниках. О следах стародавних усадеб. О народном театре, который вот уже скоро 60 лет как существует и толочинцев своими постановками радует. О праздниках, что в городе устраивают. О земляках. О древнем Друцке, недавно отметившем свое 1000-летие.

Характер созданного А.Шнейдером и "Летописью" и впрямь летописный, краеведческий. Не случайно Анатолий Антонович свои киношные занятия сочетает с историко-краеведческими исследованиями. И неудивительно, что итог его стараний - многие страницы книги "Память. Историко-документальная хроника Толочинского района", отдельное издание "Толочин", сотни статей, заметок в республиканских и областных изданиях, в толочинской "районке". Шнейдер знает буквально все, что касается Толочина, всего края.

Киношно-краеведческие заслуги А.Шнейдера оценены по достоинству. Грамоты, ценные подарки, к юбилеям и просто так заметки в местной и столичной прессе. Казалось бы, что еще человеку надо? Старость (или, правильнее, - зрелость) у Анатолия Антоновича деятельная, его подвижности и собранности молодежи следует поучиться. Со своим "важнейшим из всех искусств" руководитель "Летописи" стремится к людям. Фильмы свои показывает на предприятиях, в школах. Но иногда все это остается лишь только намерением. Чтобы учить других любви к родной сторонке на материале "Летописи", нужны, кроме самих фильмов, еще и телевизоры с видеомагнитофонами. Что касается последних, то для некоторых сельских школ они являются предметом неслыханной роскоши.

...И все-таки - о шрамах... Они не могут не появиться, если снимаешь кино правдивое. Две из последних работ "Летописи" особенно цепляют за душу - "Брошенная деревня" и "Погибающая деревня". Своеобразная дилогия, в общем-то, на одну тему. Не было на толочинской земле, слава Богу, чернобыльской трагедии. Не случались другие крупномасштабные беды... А в кадре - пустые, с дверьми настежь дома. Еще добротная утварь, как будто брошенная из-за своей загрязненности радионуклидами. По-прежнему цветут сады, радует глаз сочный крыжовник и все равно стреляют своей темнотой окна домов в деревне Жовна. А еще и диктор за кадром "добивает": "...Это не инсценировка, не художественная выдумка и не зона Чернобыля. Это - правда реалий многочисленных белорусских деревень конца второго - начала третьего тысячелетия от Рождества Христова..." Второй фильм - о деревне Поречье, одной из бригад гремевшего некогда по всей Беларуси колхоза "XVIII партсъезд". Раньше, до войны, жило в Поречье 560 человек. Сегодня - нет и пятидесяти. Рядом - скоростная автострада Москва - Минск. День и ночь мчатся по ней "большегрузы" и иномарки. Впереди их пассажиров ожидают новые времена. Поречье остается в прошлом. Подходит к закату не просто жизнь одного из поколений. Умирает кусочек времени, всем своим существом напоминающий о трагической судьбе Поречья и белорусской деревни вообще. Такое вот в Толочине любительское кино - важнейшее и правдивейшее из искусств и увлечений. Так по крайней мере мне показалось, когда познакомился с Анатолием Антоновичем Шнейдером.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter