Пустой спор на кофейной гуще

О вендинговом бизнесе

В холле Дома прессы исчез кофейный автомат. Хотя до этого я не выпила из него ни чашки. Предпочитаю видеть ингредиенты, из которых приготовлен предлагаемый напиток. А что за кофе засыпают в такие машины? Не знаю. Не поклонница я и снеков, йогуртов да чипсов. Их также продают в таких вот «контейнерах». Хотя многим быстрая еда нравится. Но сейчас ловлю себя на мысли: как–то пусто стало в холле. Дом прессы теперь недосчитается арендной платы, которую платил хозяин оборудования. А тот, кто его обслуживал и ремонтировал, лишился куска работы, а следовательно, и части зарплаты. Минус всегда хуже, чем плюс.


С 1 июля владельцы вендингового бизнеса должны были установить на каждый аппарат СКНО — специальное электронное устройство, которое дистанционно передает сведения о выручке в центр обработки данных. Крупные фирмы подчинились. Но разослали слезные письма в Совмин, госконтроль. Мелкие, особенно в регионах, приостановили работу.


Дмитрий Иванов из Пинска выключил все свои 3 автомата. Объяснил это так: «Я не против контроля доходов. Но не понимаю, почему его нужно осуществлять исключительно за мой счет». Кофе–машины приносят Дмитрию 2,5 миллиона рублей выручки в месяц. Из этих денег ему сейчас надо 870 тысяч отдать за считывающее устройство. Это залоговая цена, которую потом вернут. Когда закроет бизнес. Что, впрочем, не меняет дела: найти и перечислить такие деньги надо за каждую машину. Плюс подключение более 120 тысяч и 170 тысяч — ежемесячная плата за обслуживание системы. Итого: 1 миллион 160 тысяч рублей с каждого аппарата. Столько теперь стоит вход в этот бизнес. Не считая 4 тысяч евро собственно за оборудование. Особенно возмутила предпринимателей ежемесячная плата, для некоторых равная или превышающая сумму уплачиваемых налогов. И, кстати, в 4 раза большая, чем нынче берут за обслуживание кассового аппарата в киоске, где тоже можно купить кофе–чай, снеки и чипсы. Получается, чтобы обеспечить полный контроль над бизнесом, для него увеличили финансовую нагрузку? Но как тут быть с железным правилом сборщиков податей: расходы на сбор налогов не должны превышать самих налогов? Иначе теряется всякий экономический смысл.


«И вы верите, что за 170 тысяч рублей наш предприниматель сделает хотя бы один шаг?» — упрекнул меня в излишней доверчивости Владимир Муквич, начальник главного управления Министерства по налогам и сборам. И порекомендовал для наглядности посмотреть, на каких автомобилях разъезжают владельцы вендинга. Или поинтересоваться на досуге, какие доходы сулят продавцы такого торгового оборудования. По их заманчивым подсчетам, говорит, аппарат стоимостью 4 тысячи евро окупается в течение года. Верю. На вокзале в Минске, может, и раньше окупится.


Насчет «посмотрите, на каких автомашинах они ездят» я про себя улыбнулась. Очень уж это все упрощает любую проблему. Прежде всего потому, что в наше время такой аргумент не способствует тому, чтобы граждане занимались предпринимательством, мягко говоря... Не нравятся мне такие аргументы. И вот почему. Если человек имеет дорогую машину, то должен подтвердить законность приобретения в налоговых декларациях. А походя подозревать его — значит ставить под сомнение честность...


— А вы попробуйте взять в аренду место на вокзале, — сказал мне Леонид Бородич, директор ООО «Вендинггрупп». На 4 кофейных аппаратах предприятия еще в мае модемы налоговой инспекции были установлены. В людных местах, на рынке «Ждановичи». За июнь с учетом новых затрат, по словам владельца, автоматы дали ноль прибыли. Можно, конечно, возразить: жара — некофейный сезон. Но что, если и осень, и зима не дадут ожидаемых результатов? И затраты на создание системы электронного контроля будут выше, чем полученные налоги, особенно с учетом ухода с рынка части предпринимателей, сокращения рабочих мест?..


Кроме вендинговых аппаратов, есть у нас еще бизнесы, проконтролировать полную уплату налогов в которых слишком дорого. Назову с ходу: торговля, общепит, автосервис. Можно хоть сейчас, ради эксперимента, направить группу контролеров в каждое кафе, магазинчик, СТО — и в большинстве случаев, если даже не во всех, будет фейерверк нарушений, включая уход от налогов. Но сделать это можно один раз, два, ладно, три. Но не каждый день. Может, не надо пытаться объять необъятное? А торговцам вменить налог, полученный расчетным путем. Возможно, не совсем справедливо, зато просто, дешево и понятно. К слову, в России владельцы вендинга такой единый налог и платят.


Тут со мной категорически не согласен заместитель министра по налогам и сборам Василий Каменко. Вмененный налог он считает одним из самых несправедливых. Но готов рассмотреть возможность приобретения модема предпринимателями в рассрочку или даже снижения налога для вендингового бизнеса. В тех случаях, если он действительно не приносит большого дохода: «Давайте не будем делать скоропалительных выводов и дождемся результатов из центра обработки данных. На 1.000 с лишним аппаратов модемы устанавливаются. Информацию мы изучим и примем решение. Нам также важно, чтобы бизнес не закрывался». Правильные слова. Только мне известно, что владельцы автоматов сейчас в массовом порядке продают их в Россию. А мы пока вновь задумываемся: где можно «на скорую руку» выпить кофе?.. Кому от этого польза?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter