У делегата Всебелорусского народного собрания заслуженной артистки Беларуси Ирины Дорофеевой активная жизненная позиция

«Пугает то, что новичкам сейчас негде показаться»

У делегата Всебелорусского народного собрания заслуженной артистки Беларуси Ирины Дорофеевой активная жизненная позиция




ДЕЛЕГАТАМИ  Всебелорусского народного собрания становятся  самые достойные люди, которые неравнодушны к тому, что происходит не только в их профессиональной среде, но и в целом в стране. Заслуженная артистка Республики Беларусь, заведующая кафедры искусства эстрады Белорусского государственного университета культуры и искусств Ирина ДОРОФЕЕВА также примет участие в народном сходе.

А сегодня она — гость нашей субботней рубрики. 

— Ирина, чего ожидаете от Всебелорусского народного собрания? 

— Важно, как в экономике, так и в культуре, не стоять на месте, что-то трансформировать и осовременивать, в то же время сохраняя национальные традиции, ценности. Хочется, чтобы культуре уделялось больше внимания. 

Один вопрос связан с авторским  и смежными правами. В отличие от других стран, у нас пока только композиторы и поэты могут рассчитывать на вознаграждение за использование интеллектуального труда. В этом плане наши издательские компании, аранжировщики, студии  и исполнители обделены. Нужно приобрести музыкальный материал, записать, сделать аранжировку, заплатить за работу, потратить деньги на костюмы и клипы, раскручивать песню годами. Когда ее исполняют на конкурсах, на каких-то праздниках, конечно, ты счастлив, что твое творчество не остается незамеченным. Однако как создатель произведения почему-то остаешься обделенным.

Действительно у меня есть возможность поучаствовать в том, чтобы наша молодежь имела хорошую материальную базу для занятий, возможности где-то стажироваться за рубежом, но эти знания потом все равно должны остаться в Беларуси; чтобы была хорошая преемственность поколений, образование было по-настоящему качественным. 

— Рынок у нас небольшой, конкуренция с западными странами, Россией… Из студентов на большую сцену пробиваются единицы, а хотят все. Как вы видите их эстрадное будущее?

— Многие боятся этой профессии, ведь нужно годами работать, фактически самому финансировать свои творческие амбиции, желания, и не факт, что это принесет доход и признание. Кроме того, надо быть первопроходцем. Ты не можешь быть вторым или третьим, ты должен стать одним единственным со своим репертуаром, именем, багажом знаний и командой, потому что один в поле не воин. 

Я стараюсь учить таким образом – если вы умеете все, талантливы, то вас и в театр возьмут, и на телевидение вести какие-то передачи, и в музыкальную школу, и в оркестр. Даже если ты захотел стать певцом, то в чистом виде только петь – тоже мало. Нужно быть  3D-личностью – и музыкантом, и хореографом, и спортсменом, и желательно супермоделью. Поэтому мы с рвением внедряем такой инновационный метод обучения, как работа студентов в мюзиклах. Наш «Дубровский» мы показали московской публике, на «Славянском базаре», в городах Беларуси. В залах были аншлаги, критики удивлялись, что это сделано силами студентов. Сейчас с замечательным автором Кимом Брейтбургом ставим еще один мюзикл «Казанова». Ребята окунаются в этот грандиозный процесс с удовольствием, пашут от зари до зари, притом, что нужно готовиться к зачетам и экзаменам. Мы готовим универсальных артистов, которые не боятся работы, любят профессию и без нее себя не представляют. Пугает то, что их покажут два раза по телевизору, они выиграют на нескольких конкурсах, и на этом все заканчивается. 

И мне быть только певицей недостаточно, поэтому захотелось играть в театре, петь в мюзиклах, преподавать. Страна небольшая, рынок маленький, даже если у меня создано 19 клипов, то фактически их негде показывать. Телеканалы не так активны в этом, может быть, тоже от нехватки средств. Мы переживаем не лучшие времена, но и не худшие. В этом контексте нужно в два раза с большим усердием работать и верить в себя.

— Может, тогда оправданы поступки многих попытать счастья за границей?

— Мне легче ответить на этот вопрос словами коллег из ближнего и дальнего зарубежья – в Беларуси есть все условия для того, чтобы стать кем-то. Даже такие маститые авторы, как Брейтбург, предлагают свой творческий материал реализовывать здесь. Делай продукт на европейском уровне, находи людей, которые смогут это продавать в других странах. По крайней мере, музыка, которую я пою, там востребована. Людям интересно, как мы дышим, почему мы такие чистые, спокойные, душевные, миролюбивые. 

— Не так давно вы сказали, что правило 75 процентов белорусской музыки в эфире не действует, «на радиостанциях остались считаные единицы музыкальных редакторов, которые ищут и открывают новые песни и имена, а не просто дают в эфир проплаченный продукт»... 

— В любой стране мира, куда бы ни приехал, слышишь местную музыку. Люди должны популяризировать и культивировать свое национальное, родное. У нас почему-то  то, что звучало на белорусском,  делалось белорусами, считалось второсортным. Благодаря тому периоду, когда появилась эта норма и четко отслеживалось ее исполнение,  стали звучать Алексей Хлестов, Герман, Аня Шаркунова, Тяни-толкай, «J:МОРС», «Без билета» и другие. Сейчас новичкам негде показаться. Если кого-то по-дружески прокрутят на радио, то даже не назовут, кто это. У меня есть замечательный выпускник Евгений Слуцкий. Продюсер Юрий Савош им занимался в проекте «Академия талантов» на ОНТ. Там Женя  стал победителем. Записали целый альбом, принимают шикарно на всех концертах. У него даже есть свой клип, который ему в качестве приза за победу сделал телеканал ОНТ. И все. Самые радийные песни из альбома, сделанные лучшими авторами и аранжировщиками в стране, ни одна радиостанция не собирается крутить. Это не говорит о том, что они плохие, просто никто не хочет копаться, искать новый материал, слушать, помогать. 

— Ирина, чем вы как певица занимаетесь сейчас?

— Активно репетирую роль в  мюзикле  Кима Брейтбурга «Джейн Эйр», премьера которого будет в декабре. Там я буду играть сама. Насмотрелась на студентов и поняла, что не хочу терять счастье быть актрисой. Очень интересное либретто в стихах написал Карен Кавалерян.  

Хореограф-постановщик Николай Андросов сделал чудесную постановку на песню «Девушка на берегу», которую я исполню на «Славянском базаре». Рождаются и новые композиции. Одна из последних — Игоря Мельникова «Катина любовь», написанная к 70-летию Победы. Она мне очень нравится. Появились новые песни «Будь со мной», «Неразгаданный круг»  и другие.

— А как проводите свободное время?

— Занимаюсь внутренним дизайном моего дома, обстановкой, озеленением территории вокруг, уборкой. А еще люблю рыбалку. Под Шкловом у родителей есть дача, там чудесные места. Рассвет, цветочный луг в росе, нереально красивые паутинки идеальной формы! С самого детства мы путешествовали с родителями по всей Беларуси, бывали на Немане, Днепре, Березине. Много была за рубежом, но наша природа самая красивая. 

Я часто проводила время в детстве в глубинке — деревне Лески Калинковичского района, где родилась мама, у второй бабушки в Кричеве. Вижу реальный рост культуры, национального самосознания, улучшения материального благосостояния агрогородков, местечек. Так держать!

— Спасибо за беседу и удачи!

korshuk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter