«Наша говядина — это индейка»?

Птица счастья

Несколько недель назад российские СМИ растиражировали большое интервью с гендиректором одного из крупнейших агрохолдингов. Текст под заголовком «Наша говядина — это индейка» стоило бы почитать всем, кто имеет отношение к сельхозпроизводству. И не просто почитать, а взять многие слова на вооружение. Возможно, это помогло бы нам лучше понять, в каком направлении нужно двигаться.


Бизнесмен очень четко демонстрирует, как сегодня необходимо работать в продовольственном сегменте. Человек, не имеющий ничего общего с белорусским рынком, говорит о тех вещах, которые должен знать каждый, кто занимается у нас экспортом. Спросите, почему? Ответ банальный: наши сельхозпроизводители осели на российском рынке и не видят ничего дальше его. Слишком сложно им отказаться от четкой и налаженной годами работы. Как итог — недополученная прибыль из-за валютных колебаний и цифра, поражающая воображение: 95% экспорта сельхозпродукции мы продаем в Россию. При этом аграрии забывают о том, что по многим позициям совсем скоро пробиться на соседские рынки будет очень сложно: в частности, в ближайшие два года местные производители молочной продукции полностью удовлетворят свой внутренний спрос. Почти полностью закрыта потребность по мясу птицы — сегодня Россия импортирует менее 10% от своих потребностей. 

На что же делают ставку основные российские игроки? На выпуск дорогой продукции и на экспорт в страны, которые у нас называют «дальней дугой». Например, курятину они поставляют в Арабские Эмираты, Египет, Иран, Ирак. Собираются осваивать Китай. Одним словом, идут на все те рынки, которые по праву считаются премиальными. Попадает ли туда хоть одна белорусская курица? Нет. Гендиректор союза птицеводов «Белптицесоюз» Владимир Вашков перечисляет перспективные направления для поставки курятины и яиц: Монголия и страны СНГ. Из самого дальнего региона на карте — только Гонконг, который может покупать куриные лапки. К сожалению, конкретных результатов по странам Ближнего Востока у наших производителей нет, хотя емкость этого рынка составляет более чем 2 миллиона тонн мяса птицы в год. «Представители некоторых птицефабрик были недавно в Арабских Эмиратах, мы прорабатываем этот вопрос», — говорит Владимир Вашков. Скоро ли мы увидим результат этой «проработки»? Очень сомневаюсь. 

Не секрет, что для освоения рынка арабских стран производители должны получить сертификат «халяль», который для каждого государства имеет свои особенности. Впрочем, если предприятие имеет сертификацию Евросоюза, это автоматически дает «зеленый коридор» на Восток. Но и здесь мы находим некие препоны. По словам начальника ГУ «Ветеринарный надзор» Петра Антоновича, три европейские инспекции начали работать на белорусских птицефабриках еще в 2009 году. «Это сложно и дорого», — выносит вердикт специалист, вероятно, оправдываясь, что по каким-то причинам до сих пор ни одно «куриное» предприятие не получило нужного документа.

На что еще стоило бы обратить внимание нашим производителям? На выпуск дорогой продукции. Например, российские агрохолдинги делают ставку на премиальную индейку. Сегодня на постсоветском пространстве это мясо дороже курятины в два раза. Разве не выгодное производство? Видимо, наши «птичники» так не считают. А иначе как объяснить тот факт, что в общем объеме мясного производства индейка занимает жалкие 0,5%? В Минсельхозпроде признают: да, сегодня в стране только два предприятия занимаются выпуском такого мяса. Начальник управления интенсификации промышленного животноводства и птицеводства Валентина Одинцова на вопрос, почему предприятия не видят очевидной выгоды и перспектив от производства индюшатины, отвечает: «Индейка для нас — тема сложная. В стране должно было завершиться строительство производства на 12 тысяч тонн, но потом этот проект реализовать не получилось. Сейчас у нас большая надежда на литовскую компанию, которая в Лидском районе должна создать вертикально-интегрированный комплекс по производству продукции из мяса индейки на 6 тысяч тонн». Сможет ли один инвестпроект закрыть потребности внутреннего рынка или сразу будет ориентирован на экспорт, пока неясно. Очевидно одно: пока наши производители грузят фуры для соседей, те думают и работают гораздо дальше и шире. Может быть, пора уже брать с них пример?

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter