Календарь и традиции

Птица домашнего полета

Календарь и традиции

В конце октября, когда урожай с полей и огородов собран и сложен на хранение, самое время вспомнить и такую популярную поговорку, как «цыплят по осени считают». Ведь к этому времени нагуляло жирок гогочущее и кудахтающее «птаства» на подворьях. И особенно выделяются здесь куры. Считается, что курица — это воплощение животворного и плодоносного женского начала. На белорусских пограничных территориях и в России в прежние времена именно осенью совершались так называемые куриные жертвоприношения, в которых участвовали женщины. Исследователи традиционной культуры и фольклора полагают, что в этом явно просматриваются реликты древнейшего культа какого–то «женского божества», олицетворявшего плодородие в целом.


Практически у всех европейских народов проводились обряды, когда перед курицей девушки насыпают зерно, кладут кусочки хлеба и т.д., и чьи зернышки или крошки хлеба птица тронет клювом раньше, та раньше и замуж пойдет. И у нас в Беларуси, и у наших соседей в России куриное мясо относилось к обрядовым свадебным блюдам. Еще свадебный поезд, направляясь к жениху, крадет у него «талерку з лыжкай i курку з ножкай». Куриное мясо ставили молодым «у клець» на время первой брачной ночи, чтобы те могли «падсiлкавацца».


Беспокойство курицы о своем потомстве, ее хлопотливость стали основанием для сравнения с поведением женщины, которая сверх меры печется о своих детях. Такую маму частенько называют «наседкой» и говорят о ней: «Носится как курица с яйцом». Но нередко курицу обижают, считая, что она не отличается сообразительностью, отсюда и столь популярное у нас выражение про «куриные мозги». Хотя зря, конечно, так относятся: неустанная забота о потомстве, бесстрашие при защите своих птенцов достойны уважения. К тому же от курицы мы получаем незаменимый продукт питания и одновременно обрядовую еду, символизирующую силу жизни и ее круговорот, — куриные яйца.


Те, кто занимается изучением поведения кур, отмечают, что в курятнике, как в гареме, существует своя иерархия: особо обожаемые петухом куры живут на таком же особом положении, как любимая жена у султана. В белорусской мифопоэтической традиции курица выступает в роли вещуньи, ее «пение» воспринимается страшным знаком, способным накликать беду. С такой сразу же расправляются, приговаривая: «На свою голову». В дохристианские времена курица исполняла роль «предмета» для жертвоприношения, и черную курицу замуровывали в фундаменте строящегося дома. Также в курятниках вешали возле насеста камень под названием «куриный бог», в котором от природы было сквозное отверстие. Считалось, он защищает несушек от болезней и способствует их яйценоскости. Если такого камешка не оказывалось под рукой, его заменяли любым предметом с отверстием — например, деревяшкой с выбитым сучком и т.д. Считали также, что «куриный бог» снимает зубную боль и помогает от некоторых других болезней и недомоганий.

 

Советская Белоруссия №197 (24334). Пятница, 18 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter