Психологическая атака

Как уговорить жильцов поставить счетчики воды?

Как уговорить жильцов поставить счетчики воды?


— Те, кто понял выгоду, водомеры давно поставили, — отсекая лишние вопросы, объяснял мне суть дела главный инженер коммунального жилищного ремонтно–эксплуатационного предприятия «Новобелицкое» Гомеля Виталий Тимошков. — Остались те, кто или не хочет, или не понимает, или не в состоянии. У нас сейчас больше 2 тысяч «отказников». Вот мы и обратились к психологам — может, не так объясняем.


Первый в истории Гомеля «коммунально–психологический» марш–бросок назначили ближе к обеденному перерыву, чтобы наверняка застать потенциальных клиентов и внятно донести им всю правду о счетчиках. Психолог Новобелицкого районного центра социального обслуживания населения Ирина Бобкова к месту сбора — в ЖЭУ № 5 — прибыла первой:


— Люди должны понять, что ваша миссия — помочь им избавиться от лишних трат, — с порога начала наступление. — Хотите не хотите — этого мало. Нужно популярно описать экономические плюсы.


Список квартир, где пока еще нет приборов учета расхода воды, похож на детскую мозаику. У каждого цвета — свой смысл. Жизнерадостный зеленый означает: убедили. Синие начертания — все одно что белые пятна: разговор с хозяевами еще предстоит. На отдельном листке — «твердые орешки», с которыми беседовали не однажды: сначала лично, потом по телефону, но взаимности пока не достигли. Самые популярные причины сопротивления жильцов: нет денег, еще подумаем, гнилые трубы, хороший ремонт. Вооруженные «тяжелым» списком, направляемся к первому дому.


— Домоуправление, — докладывает в домофон ведущий инженер ЖЭУ–5 Владимир Вербицкий. — К вам идем!


Девушка в пестром халатике щурится в темном тамбуре. На вопрос о счетчиках победно улыбается: «На днях врезали! Мама поехала оплачивать». Коммунальники веселеют. Но ненадолго.


— Не хотите поставить счетчики? — вслух проговаривает ведущий инженер, прежде чем позвонить в следующую квартиру. Психолог Ирина c ходу перестраивает его монолог:


— Здравствуйте, мы из домоуправления, — звенит голос пионерскими нотками. — Пришли предложить вам установить водомеры... Когда разговор начинаете с «не», то в ответ и получаете «нет». Законы психологии. Людям не хочется перемен, поэтому их надо располагать к себе и заинтересовывать.


Следующая квартира. На пороге — пенсионерка в годах:


— Нет, детки дорогие. Дед мой, инвалид Великой Отечественной войны, болеет сильно, все тратим на лечение. Пока не до счетчиков. Да и платим мы по льготному тарифу.


— Так в рассрочку, — Виталий Тимошков берется перечислять все удобства. — 170 тысяч рублей на три месяца.


— Не до того сейчас, — и в слезы.


Какая тут, скажите, психологическая атака? Вот помощь — в самый раз. Коммунальники отступают в тыл. Ирина выходит на передовые позиции — теплым словом сушить слезы. Со стариками тяжеловато. Пока дети или соседи не убедят, процесс не пойдет.


Очередная площадка.


Металлические двери в приятную крапинку. Через паузу появляется взъерошенная голова. В квартире даже с порога просматривается полный достаток. Но хозяин, мужчина лет 40, слушать не хочет. Мол, и без счетчиков хорошо, денег хватает, повышайте тарифы. У его соседа денег тоже хватает, но поставить водомеры он не прочь:


— Только у меня хороший ремонт. Трубы зашиты. Восстановите после врезки?


— Нет, — раздается честно из коммунальных рядов «агитбригады». — У нас на это средства не предусмотрены.


Пока перемещаемся с пролета на пролет, Ирина корректирует: здесь — улыбку, там — изменить порядок слов, а здесь — выстроить логическую цепочку. Лейтмотив: не сдаваться. Нет денег? В рассрочку. Есть деньги, нет желания? Будете платить только за себя, а не за соседа. Застрахуетесь от повышения тарифов. Гнилые трубы? Мы сами себе не враги. Будем решать. А вот с «хорошим ремонтом» надо искать варианты. Что–то гарантировать. Хотя бы аккуратность...


— Здравствуйте, домоуправление, — психолог берет в оборот очередного «сопротивленца» в тренировочных брюках, по всему видно, проснувшегося только что. — Мы хотим предложить вам поставить счетчики воды.


— Да меня дома не бывает. То в Орле, то в Москве...


— Отлично! — вырывается бодрое троеголосие. — Платите за воду, когда уезжаете? То–то. А будут водомеры — не придется.


Хозяин почесал голову. Вернулся с ручкой: «Запишу телефоны домоуправления. Жена придет — посоветуемся».


— А я завтра к вам загляну, — зацементировал светлый порыв инженер ЖЭУ.


Последний, он же первый, этаж. На стук в одну дверь распахиваются сразу две. Солидарно выглядывают хозяева преклонных лет:


— Поставил три месяца назад, — отвечает мужчина. — Но пока большой разницы не почувствовал.


— А у меня хорошая экономия выходит, — пожилая соседка, подозрительно оглядывая нашу бригаду, все–таки рекламирует успехи, да еще — с математическими выкладками. — Платила за 9 «кубов», сейчас набегает 3 — 4. Внучкам на конфеты, — и также синхронно обе двери захлопываются.


«Коммунально–психологическая» бригада покидала жилой квартал без явных побед, но с планами на ближайшее будущее. Виталий Тимошков попросил психолога набросать памятку для коммунальников: как вести себя в трудных случаях. Ирина Бобкова предложила тренинг для работников домоуправлений «Новобелицкого». Авось, так, без лишнего шума и нажима, те по правилам психологии договорятся с каждым — пусть не с первым, так хотя бы со вторым...


Компетентно


Заместитель начальника управления жилищно–коммунального хозяйства Гомельского облисполкома Олег Борисенко:


— На конец мая в области приборами учета было оборудовано порядка 70 процентов квартир, подключенных к централизованному водоснабжению. До конца года необходимо установить счетчики в 125 тысячах квартир. Однако уже сегодня в половине случаев мы имеем официальные отказы. Среди причин: материальный недостаток, отсутствие выгоды (это когда в квартире прописано меньше, чем живет в реальности), субвенции из бюджета на оплату, особенности старых систем водоснабжения... Проанализировав ситуацию, Гомельский облисполком направил в Министерство жилищно–коммунального хозяйства свои предложения. Одно из них для жилищ, не оборудованных приборами учета без веских на то причин, — установить тариф на воду по себестоимости. Скажем, сейчас населению «куб» обходится в 321 рубль, а если Правительство поддержит предложение, будет в 12 раз больше, по реальной цене. Ведь приборы учета нужны не из отвлеченного принципа, а потому что учат население рациональности и позволяют сократить лишнее потребление воды, что государству выливается в миллиарды рублей сэкономленных средств.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter