Прямой доступ к финансовой тайне

Белорусские налоговики приняли участие в заседании генассамблеи IOTA

Белорусские налоговики давно интегрировались в «высшую лигу». Год назад Министерство по налогам и сборам было включено в состав Генеральной ассамблеи внутренне-европейской организации налоговых администраций (IОТА). Сегодня в эту влиятельную структуру входят налоговые службы практически всех стран европейского континента. Недавно в Стокгольме состоялось заседание IOTA, участие в котором отечественные фискальные органы признают одним из самых важных проектов последнего времени. Речь идет даже не о том, что налоговые администрации трех с лишним десятков стран мира в рамках единой организации получили возможность эффективно обмениваться опытом по различным аспектам налогового администрирования. В кризисное время важность таких контактов заключается в совместном поиске способов решения проблем, которые для европейских налоговых служб, как правило, имеют общий характер. Своими впечатлениями об участии в заседании Генеральной ассамблеи поделилась министр по налогам и сборам Анна Дейко (на снимке).

— Анна Константиновна, МНС стало членом IOTA в 2008 году. Что изменилось с того времени в работе ведомства?

— Для нас со вступлением в ассамблею открылось сразу несколько возможностей. Прежде всего, мы можем получать столь необходимую в нашей работе информацию о деятельности отечественных налогоплательщиков в других государствах. А знакомство с опытом коллег из налоговых администраций европейских стран помогает нам совершенствовать отечественную налоговую систему, внедряя в нее самые передовые, доказавшие свою эффективность наработки в области налогообложения. Наконец, наше участие в IOTA позволяет всем налоговым службам Европы получать объективную, точную информацию о нашей работе.

— Основная тема недавнего заседания IOTA включала вопросы противодействия налоговому мошенничеству с учетом конфиденциальности информации о налогоплательщиках. Насколько актуальна проблема налогового мошенничества для нашей страны?

— Налоговое мошенничество существует абсолютно в любой стране мира. В Беларуси в результате таких незаконных операций и работы так называемой теневой экономики бюджет ежегодно недосчитывается значительных сумм. На заседании представители европейских стран приводили впечатляющие цифры. К примеру, произведенные приблизительные расчеты ущерба, который наносит теневая экономика бюджету Германии, позволяют говорить о потере за 2008 год около 9 % от ВВП, или около 17 млрд. евро. В Швеции, где основные нарушения налогового законодательства сосредоточены в сфере малого бизнеса, потери бюджета составили около 12 млрд. евро. Налоговое мошенничество влечет за собой колоссальные потери для всех государств. При этом следует особо отметить: с наступлением мирового финансово-экономического кризиса каждая страна начала особенно тщательно следить за своими доходами. В течение последних двух лет работа по совершенствованию налогового законодательства, особенно в части борьбы с налоговым мошенничеством, ведется очень активно.

Налоговые службы разрабатывают системы, которые бы позволили им свести до минимума возможные потери от деятельности налоговых махинаторов. Любопытным в этом смысле представляется опыт налоговой службы Азербайджана. В минувшем году по инициативе МНС этой страны была введена система контроля за уплатой НДС с использованием депозитных счетов казначейства. Регистрация налогоплательщиков происходит именно по этому виду налога. Все покупатели товаров и услуг, являющиеся плательщиками НДС, одновременно с оплатой поставщику за товары или услуги перечисляют причитающуюся сумму НДС не поставщику, а на счет казначейства Минфина. После поступления суммы налога на специальный счет любая возможность налогового мошенничества полностью исключается. В результате государство контролирует сразу все идущие в безналичном порядке денежные потоки, а сумма НДС постоянно находится в поле его зрения. Кроме того, перечисление средств на специальный счет позволяет наблюдать за деловой активностью налогоплательщика и с высокой долей вероятности прогнозировать выполнение им своих иных налоговых обязательств. Новшество уже позволило Азербайджану увеличить сборы по НДС в 2008 году на 74 %.

— А как в противодействии налоговому мошенничеству учитывается конфиденциальность информации о налогоплательщиках? Ведь еще совсем недавно в Европе было немало стран, в которых финансовая информация была тайной за семью печатями…

— Похоже, это время безвозвратно уходит. Процесс экономической глобализации обусловил глубокое взаимное проникновение экономик различных государств, кооперационные связи даже небольших предприятий достигают самых отдаленных уголков мира, растет количество транснациональных компаний. Поэтому неудивительно, что все европейские государства и их налоговые администрации с каждым годом только расширяют информационный обмен. Принцип работает безотказно: предоставив сегодня другой стране требующуюся информацию, ты можешь рассчитывать, что завтра и она окажет тебе необходимое информационное содействие.

Я не случайно сказала «все европейские государства». Последним оплотом абсолютной конфиденциальности информации была Швейцария, которая все еще находится в списке стран с непрозрачной банковской системой, но уже приступила к работе по обмену финансовой информацией. Страна приняла все правила, которые в вопросе обмена информацией финансового характера устанавливает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и начала заключать соглашения, предусматривающие обмен информацией и предоставление налоговым органам права доступа к информации о счетах плательщиков, с США и странами Европы. Кроме того, продолжительные и, можно сказать, жесткие переговоры привели к тому, что Коста-Рика, Малайзия, Филиппины, Уругвай — последние из офшорных государств, отказывавшихся сотрудничать в области предоставления финансовой информации о налогоплательщиках, — пошли навстречу требованиям ОЭСР. Подходы к решению подобных вопросов сегодня весьма суровы, и в случае отказа сотрудничать к государствам применяются адекватные меры.

— Выходит, обмен информацией сегодня становится одним из наиболее действенных инструментов в борьбе с налоговым мошенничеством?

— Чтобы лучше понять, насколько далеко продвинулись налоговые службы в деле обмена информацией, следует привести пример Франции. Законодательство этой страны на протяжении уже двух лет позволяет налоговой службе получать необходимую информацию от всех органов, учреждений, налогоплательщиков по всем аспектам, касающимся вопросов не только налогообложения. Это может быть разнообразная информация, которая поможет налоговым органам сформировать точное, объективное представление о налогоплательщике. Сам он, к слову, не имеет права отказать налоговой службе в предоставлении требуемой информации. А информация, на первый взгляд, может показаться самой неожиданной. К примеру, налоговый инспектор может поинтересоваться, обладают ли работники контролируемой организации достаточным образованием, или каков объем потребляемой производителем электроэнергии? И в этом нет ничего странного. Ведь объем потребляемой электроэнергии позволяет точно и быстро сопоставить нормативы ее расходов с объемами выпущенной продукции.

Прошли те времена, когда налоговый инспектор строил свою работу на анализе бухгалтерских документов. Анализ хозяйственной деятельности организации сегодня предполагает комплексное исследование всех ее составляющих.

— А как сами европейцы оценивают такое расширение прав налоговых органов?

— Знаете, я не отметила ни одной страны с неопределенной или двусмысленной позицией в отношении этого вопроса: налоговые службы всех европейских государств весьма решительно настроены на пресечение любых попыток налогового мошенничества. Безусловно, на налогоплательщика ложится бремя представления информации, но ни одна страна в Европе от такого подхода не собирается отказываться. Более того, потребность в информации будет только расширяться. Это, впрочем, не мешает общей либерализации законодательства и упрощению налогового администрирования в отношении тех плательщиков, которые работают и уплачивают налоги стабильно и в добросовестности которых у государства не возникает сомнений.

— В ближайший год налоговые администрации стран Европы будут анализировать проблемы, связанные с влиянием экономического кризиса на сбор налогов и лояльность налогоплательщиков?

— Безусловно, налоговые службы будут обсуждать меры, которые помогли повысить эффективность их работы. Но ни одна из них во время встречи в этом году не плакалась по поводу того, что у них что-то не получилось. А вот общий интерес к способам повышения эффективности работы был чрезвычайно велик. Конечно, в течение всего года тема кризиса будет обсуждаться специалистами из разных стран на рабочих группах. В случае если какой-то стране потребуется определенная информация, она направит в секретариат запрос, который будет в последующем разослан во все страны, в том числе и в Беларусь. Налоговые администрации дадут свои ответы, а секретариат их обобщит и отправит адресату. Следует отметить, что и белорусская налоговая служба также использует этот механизм, чтобы получать информацию по интересующим ее вопросам от своих зарубежных коллег.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter