Завершившийся вчера саммит ЕС — Африка, посвященный проблемам миграции, оставил немало вопросов

Прямая и явная угроза

Завершившийся вчера на Мальте саммит ЕС — Африка, посвященный проблемам миграции, оставил немало вопросов. Саммит запланировали еще в апреле, когда 800 мигрантов утонули в Средиземном море на пути из Ливии в Европу (из 800 тысяч мигрантов, прибывших в этом году в Европу, 140 тысяч приплыли на лодках). В первый день работы саммита на том же маршруте утонули 14 человек. Но в отличие от апрельской трагедии эта никого не потрясла: к смертям в море, кажется, уже привыкли. И в этом — ужас ситуации.


Так что первый (неудовлетворительный) итог: Евросоюз не способен реагировать на вызовы, даже такие острые, оперативно. Например, с огромным трудом согласовали программу переселения тысяч мигрантов, прибывших в Грецию и Италию. Переселили 130 человек. Всему виной, считает премьер–министр Венгрии Виктор Орбан (называющий нынешнюю волну миграции не иначе как угрозой европейской цивилизации), отсутствие в ЕС политической воли. В самой Венгрии в мае–июне правительство разослало гражданам 8 миллионов опросников по 12 вопросов в каждом. С ответами получили 1 миллион, и сегодня улицы венгерских городов украшают плакаты: «Люди решили — страна должна быть защищена». Так что у жесткой антимиграционной политики властей есть народная поддержка.

А у африканских стран есть деньги. ЕС и раньше выделял их континенту: до 20 миллиардов евро в год «на развитие». Теперь вот создан «срочный фонд» в размере 1,8 миллиарда евро, которые еще нужно собрать (пока удалось наскрести 520 миллионов). Председатель Еврокомиссии Жан–Клод Юнкер выглядит большим (и, кажется, не слишком обоснованным) оптимистом, когда заверяет собравшихся в том, что страны ЕС непременно выделят деньги и эту сумму удастся удвоить. Болгария, например (там на границе недавно застрелили мигранта), уже сказала, что даст не более 50 тысяч евро: мол, для одной из самых бедных стран ЕС и эта сумма ощутима.

Тем временем президент Нигера Махамаду Иссуфу говорит, что деньги — это не совсем решение проблемы: «Мы можем обеспечить меры безопасности, но поток будет трудно остановить, пока мы не примем меры для сокращения бедности». Именно на это и будут потрачены деньги нового фонда: на создание рабочих мест, поддержку образования и здравоохранения, улучшение управления миграционными процессами (президент Кот–д’Ивуара уже заявил, что «нынешняя ситуация — напоминание нашим европейским партнерам о срочной необходимости организации легальной миграции и повышении мобильности между двумя континентами») и предотвращение конфликтов.

Сработают ли эти меры? Только время покажет. А пока... Пока Швеция, принявшая самое большое в ЕС количество мигрантов на душу населения (200 тысяч человек на 9,5 миллиона жителей), вводит проверки на границах. Больше всего руководители ЕС боятся, что меры, подобные тем, которые ввели Венгрия и Швеция, разрушат один из основных столпов, на которых держится весь союз, — принцип свободного перемещения между странами — членами Шенгенского соглашения. И это прямая и явная угроза жизнеспособности ЕС, экзамен на прочность. И верность принципам тоже.

www.pleska.info

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 221 (24851). Суббота, 14 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter