«Прозрачные» штрихпунктирные линии

Таможенный союз изменит транспортный контроль на границах страны

Таможенный союз спровоцирует изменения в транспортном контроле на границах страны

С начала июля нынешнего года в рамках создания Таможенного союза произошел перенос таможенного контроля с белорусско-российской границы на внешние контуры двух стран. Впрочем, это только первый шаг функционирования экономического объединения. Планируется, что к середине следующего года с внутренних границ «переедут» и остальные виды контрольной деятельности — ветеринарной, санитарной, транспортной. Хотя, по правде сказать, на прозрачной границе Беларуси и России, кроме транспортников, давно уже никто и не дежурит…

Комиссия Таможенного союза признает: одним из наиболее актуальных вопросов функционирования объединения трех стран становится необходимость переноса транспортного контроля с внутренних границ на внешние. Правда, по ряду причин делать это приходится не единым махом, а поэтапно. На недавнем заседании комиссии транспортники трех стран договорились, что уже в нынешнем году изменения станут актуальными для границ Союзного государства, а ко второму кварталу 2011 года, когда к проекту окончательно подключатся коллеги из Казахстана, основными границами для перевозчиков станут контуры Таможенного союза. «Органы транспортного контроля Беларуси и России согласовали основные условия переноса транспортного контроля с внутренних границ своих государств, — рассказывает начальник Транспортной инспекции Минтранса Александр Иванков. — Однако основное стремление транспортных органов при выполнении плановых мероприятий, которых, к слову, насчитывается более 30, — предоставление добросовестным перевозчикам возможности проезда по территории Таможенного союза по принципу «одной остановки».

По оценкам экспертов, отсутствие внутренних границ реально поможет сократить время доставки грузов и пассажиров. Но для воплощения в жизнь таких планов необходимо проработать вопросы инфраструктуры на будущих внешних рубежах Таможенного союза. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: недавно в нашей стране был согласован и принят международный сертификат взвешивания транспортных средств, что серьезно упростило эту процедуру. Как рассказывает начальник отдела контроля в пунктах пропуска и разрешительной системы Транспортной инспекции Павел Стасевич, в настоящее время при въезде на территорию Беларуси и выезде за ее пределы осуществляется автомобильный контроль в отношении грузовых транспортных средств, автобусов, а также легкового автотранспорта. Для этого в круглосуточном режиме транспортники дежурят на 34 автодорожных пунктах пропуска, из которых на белорусско-российскую границу пока приходятся 11.Ежегодно в этих пунктах осуществляется контроль более 3 млн. автотранспортных средств, причем в понятие «контроль» включены замер весовых и габаритных параметров грузового транспорта и взимание дорожных сборов. «В июле белорусская Транспортная инспекция начала своеобразный эксперимент, – поясняет Павел Стасевич. — В автодорожных пунктах пропуска «Козловичи» и «Каменный Лог» на белорусско-польском и белорусско-литовском участках границы отечественными органами транспортного контроля регистрируются параметры транспортного средства и транспортных и сопроводительных документов не только по белорусским стандартам, но и по ряду российских». Всего в списке 28 позиций, 4 из которых собираются инспекторами исключительно для нужд восточных соседей. Это такие параметры, как коды товарной номенклатуры груза, его масса в брутто, регионы отправки и назначения.

Вскоре перед отечественными органами транспортного контроля встанет задача государственной значимости – обеспечить полноценный транспортный контроль не только на своем участке внешней границы, но и точно, и быстро проверить соответствие автомобилей и транспортных документов требованиям законодательства стран — участников Таможенного союза. Пока же, как уверяют в Транспортной инспекции, перенос транспортного контроля на внешнюю границу Союзного государства не предполагает существенного изменения технологической схемы пропуска транспорта и создания для перевозчиков каких-либо дополнительных неудобств. При любом раскладе время транспортного контроля не должно превысить стандартных пяти минут. Главное внимание будет уделяться наличию у перевозчика разрешений на право въезда грузовых транспортных средств и автобусов, следующих на территорию России, соответствию параметров транспортного средства характеристикам, указанным в этом разрешении, а также весовым и габаритным параметрам груза, установленным российским законодательством. Еще одно новшество: белорусская Транспортная инспекция будет проверять у перевозчика наличие российских спецразрешений для перевозки тяжеловесных и опасных грузов.

«После проведения транспортного контроля на внешней границе на въезд транспортное средство, зарегистрированное в стране — участнике Таможенного союза, независимо от результатов контроля может продолжить движение по маршруту. При этом при выявлении несоответствия контролируемых параметров, отсутствии или несоответствии необходимых документов водителю будет выдан бланк уведомления — документа о выявленных несоответствиях, необходимости получения недостающих документов до прибытия на территорию государства следования и определен ближайший контрольный пункт вблизи белорусско-российской границы, в котором перевозчику следует предъявить доказательства устранения несоответствия контролируемых параметров транспортного средства», — конкретизирует Павел Стасевич.

Что же касается перевозчиков, выезжающих с территории Таможенного союза, то в их отношении работниками Транспортной инспекции будет дополнительно «браться на карандаш» полнота оплаты сборов и наложенных административных санкций за нарушение транспортного законодательства, причитающихся к оплате перевозчиком на территории союза.

Специалисты уверены, что в ближайшей перспективе для контроля на белорусско-российской границе останутся всего несколько позиций, которые российская и белорусская транспортные инспекции будут вынуждены отслеживать по отдельности. В зоне внимания останутся перевозчики, осуществляющие поездки исключительно в пределах Таможенного союза, а также инспекторам придется персонально следить за своевременностью уплаты национальных сборов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter