...Самый большой торговый объект Ильи принадлежит потребкооперации, имеет два этажа. Это подобие универмага советских времен. Интерьер с тех пор едва ли изменился: он предельно аскетичен. Внизу — продукты, на втором этаже — все остальное: от топора и резиновых сапог до велосипеда и холодильника. Хозмаг.
Пару лет назад у него появился сильный конкурент под названием «500 ампер». Ассортиментных позиций в магазине никак не меньше: для автомобилей, ремонта и стройки, быта и отдыха. Одних только шурупов — десятки типоразмеров. Метизы аккуратненько — для удобства покупателей! — прикручены к стенду: выбирай, называй размер, заказывай. Ни в одном минском магазине ничего подобного я не видел.
Триммерную леску отматывают и отмеряют, а моторное масло для тех же триммеров и бензопил качают прямо из фирменных бочек: все гораздо дешевле, чем в минских салонах. Пустые бочки продают тут же. Цемент? 50 мешков? Доставят прямо на участок. Наличие товара и цену проверяют на компьютере, принимают карточки, дают скидки постоянным клиентам и благодарят за покупку даже десятка болтов: все как положено!
Продукты продает еще один магазинчик от райпо, плюс кафе с таким же магазинчиком, еще два частных под одной крышей, каждый размером с комнату и новый... универсам «Илья» площадью побольше — как две комнаты.
Все объекты собрались вокруг центральной площади, буквально в шаговой, минутной доступности один от другого. Цены сопоставимы, поскольку конкурентны. А еще случаются — это отдельная песня! — регулярные ярмарки по пятницам и понедельникам, куда на «бусиках» привозят вообще все: от колбас и арбузов до школьных тетрадок и рыболовных крючков.
Но речь не столько об ассортименте и ценах, сколько о культуре торговли, которую нахожу очень высокой. Продавцы услужливы: склад перероют ради пачки сигарет для тебя. Очень расстраиваются, извиняются, если что–то не найдут. Это не та культура, которая с поставленной американской улыбкой во весь рот. Ильянский торговый этикет неброский, скромный, но очень искренний и потому теплый. Не думаю, что продавцы демонстрируют его специально ради приезжих. Проезжих: городок стоит на магистрали Р58, ведущей к Нарочи. Машин с белорусскими и иностранными номерами много, они тормозят возле магазинов.
Городок невелик, все друг друга знают, а со своими принято общаться вежливо, тепло. Эта приятная манера распространяется на всех покупателей. Допускаю, что какие–нибудь контролеры могут к чему–то придраться, но я причин не вижу. Сказал бы даже, что ильянская торговля еще не испорчена... цивилизацией. Осталась штучной, ручной, не превратилась в конвейер.
...Вернувшись в Минск, в респектабельном многоэтажном торговом центре заказал мороженое. Десяток сортов на выбор, рядом столики, вокруг — бутики, брэнды, блеск. Цивилизация! Мне вручили вафельный стаканчик. «А ложечку?» — «У нас нет». Удивившись, объясняю юной продавщице, что не хотел бы демонстрировать публике свой язык, что мне удобнее ложечкой. «Ваша проблема». Настаиваю: «Нет, ваша!» Ведь как, по логике вещей, надлежит поступить представительнице цивилизованного сервиса? Смутиться, извиниться, броситься куда–нибудь (очереди нет, вблизи много других точек общепита) и добыть–таки ложечку. Даже если я один такой привередливый клиент. Ничего подобного!
На поиски ложки я отправился сам. Когда вернулся, продавщица ее тоже нашла и вонзила в мороженое. Подала молча, без извинений и благодарности. Захотелось в Илью. В провинцию.
Скажут: нашел соринку, придрался к мелочи. У нас тут мировой чемпионат был, и все остались довольны. Не спорю и не обобщаю. Лишь повторю, что иногда и столице не грех у провинции поучиться.
ponomarev@sb.by
Советская Белоруссия №164 (24545). Пятница, 29 Августа 2014.