Примечательна военная судьба минского инженера–строителя Виктора Морозова. По рождению волгарь — из Ульяновской области, — он стал белорусским партизаном, а затем бойцом–разведчиком на 3–м Белорусском фронте. Трижды ранен в боях. Награжден орденом Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
Послевоенный Минск во многом обязан ему своим восстановлением: будущий кандидат технических наук занимался строительством и реконструкцией тракторного, автомобильного, часового заводов, корпусов Академии наук. В архитектурном ансамбле площади Победы — тоже частица труда В.Морозова. До 1992 года наш герой возглавлял Институт строительства и архитектуры Госстроя БССР. Послушаем рассказ Виктора Семеновича:
— В начале 1940 года после освобождения Западной Белоруссии отца как технического специалиста перевели на работу в Вилейскую область. Сюда из Поволжья переехала и вся наша большая семья. Среднюю школу N 1 в Вилейке я окончил в 1941 году. Эвакуироваться не успели и жить под оккупацией остались в деревне Раевка соседнего Ильянского района. С появлением немцев 56–летний отец и я, недавно вступивший в комсомол, были арестованы как представители «восточной» советской семьи.
Спастись помог довоенный председатель фабкома картонной фабрики — немец–поволжец по фамилии Гайст. Вызванный переводчиком, он письменно поручился за отца, и нас выпустили с обязательством еженедельно отмечаться в комендатуре. Заставили безо всякой платы работать грузчиками на лесопилке. Хорошо, что подкармливали местные жители.
С середины 1942 года мы вместе с младшим братом Юрием стали связными–разведчиками партизанского отряда «Народные мстители». Выполняя задания командира отряда Лунина, добывали сведения о вражеских гарнизонах, чертили схемы размещения дотов и дзотов при железнодорожных и шоссейных мостах, передавали партизанам соль, бумагу, копирку.
Немцы стали подозревать нас в причастности к диверсиям, несколько раз меня допрашивал местный жандармский начальник Фридель. И вот в начале марта 1943 года была устроена проверка. С фабрики в Раевке отправляли на станцию в Молодечно очередной грузовик с готовой продукцией. Сопровождали его, как обычно, полицаи. В последний же момент перед отправкой назначили сопровождающим вдобавок и меня. Мол, посмотрим, как будет вести себя Морозов, если что–либо знает о возможной засаде. Я без пререканий полез в кузов, хотя четко знал, что на пути следования мостик через болотистые луга у деревни Мозоли будет заминирован. Сам же и обеспечивал ту закладку: противопехотная мина, усиленная 152–миллиметровым гаубичным снарядом! Конечно, в дороге мысли были только о том, какое место в кузове наименее опасно и как в момент подрыва сгруппировать свое тело. Я полулежал на штабеле досок, концы которых высовывались наружу из открытого кузова. Слева и справа на досках покоились кипы картона. Вот эта продукция белорусских лесов и уберегла от осколков. При взрыве меня просто выбросило из кузова. Получил контузию, но не более. Когда пришел в себя под откосом, то увидел, что двигатель и кабина грузовика разворочены. Один полицай в кабине был уже мертвым, а второй, который при переезде через мостик стоял наизготовку на крыле автомобиля, корчился в предсмертных муках. Его разорвало пополам — по животу. Так буквально сбылось проклятие родных одной девушки из Раевки, над которой этот мерзавец накануне гнусно надругался...
Той же весной 1943–го мы с братом Юрием ушли в партизанские края на Витебщине. Попадали в окружение во время немецких карательных операций, а в начале июля удалось перейти линию фронта у деревни Сиротино Шумилинского района. Вышли в расположение 31–й гвардейской стрелковой дивизии под командованием генерал–майора И.Д.Бурмакова. Он оказался нашим земляком, учел то, что мы хорошо знаем местность, и ходатайствовал о зачислении нас в разведчики 99–го гвардейского стрелкового полка (командиром его был Герой Советского Союза полковник Кузнецов).
Фронтовые мои дороги — сначала рядового бойца–разведчика, а затем старшего сержанта, командира разведвзвода — пролегли через Оршу, Лепель, Бегомль, Борисов. Освобождали Минск, Молодечно. В Литве запомнились бои на переправе через Неман у города Алитус. Штурмовали прусскую цитадель Кенигсберг, крепость на Балтийском море Пиллау. В Померании взводу разведки удалось взять в плен немецкого штабного офицера из армии генерала Венка с важными оперативными документами. Намерения этой армии идти на выручку окруженной ставки Гитлера в Берлине стали известны советскому командованию.
После тяжелого ранения в конце апреля 1945–го я лечился во фронтовом госпитале на территории Германии. О победе услышал, будучи в очень тяжелом состоянии. Хотелось увидеть мирную, счастливую жизнь... Был в санитарном поезде перевезен для долечивания в Минск. Беларусь стала моей второй родиной.
Одна есть обида сегодня: чтобы встретиться с живущими в Калининградской области родственниками, поклониться могилам павших однополчан, необходимо добиваться унизительного визового транзита через Литву. Такая вот странная «проверка на дороге» для победителей Второй мировой...
Проверка на дороге
Примечательна военная судьба минского инженера–строителя Виктора Морозова.