Провал альпийского резидента

Швейцария расстается с тем, что на протяжении веков было предметом ее особой гордости, - тайной банковских вкладов.
Швейцария расстается с тем, что на протяжении веков было предметом ее особой гордости, - тайной банковских вкладов.

Не желая мириться с ролью прачечной для "отмывания" денег, эта страна ужесточила законодательство с целью обеспечить безупречную репутацию финансовой системы и отбить охоту у всякого рода дельцов "загрязнять" счета сомнительными поступлениями. Теперь о любых подозрительных операциях банковские работники обязаны сообщать в центральное бюро по расследованию финансовых преступлений в Берне. Подобная практика принесла свои плоды - многомиллионные "левые" счета были заморожены. Кроме того, банкиры согласились раскрыть информацию о вкладах, оставшихся невостребованными после второй мировой войны, и выплатить по ним проценты в размере более миллиарда долларов.

Правда, благие деяния не пошли на пользу финансовому доверию, высокой степенью которого отличались швейцарские банки. О том, сколько клиентов утеряно, банкиры предпочитают не распространяться, но многие потенциальные вкладчики предпочли хранить свои сбережения в огороде под окном, нежели быть подвергнутыми вопросам о происхождении средств.

А между тем назревает новая проблема, способная изрядно подпортить нервы швейцарским банкирам. Дело в том, что многие рядовые граждане из европейских стран, чтобы уйти от налогов дома, открывают счета в швейцарских банках и все операции совершают, минуя государственную казну.

Обеспокоенный таким положением вещей Брюссель обратился в Женеву с просьбой предоставлять сведения обо всех нерезидентах, открывающих вклады в Швейцарии. Швейцарцы подобное предложение восприняли так, если бы их знаменитые своей точностью часы стали идти в обратную сторону. Частично поступиться тайной банковских вкладов еще куда ни шло, но полностью отступиться от принципа, который, согласно опросам, каждый третий из четырех жителей страны считает чуть ли не конституционным правом, - это уже слишком. Если в Евросоюзе не могут справиться с бегством капитала, то почему за это должна отвечать их маленькая, но гордая страна? В Швейцарии, кстати, эту проблему решили достаточно просто, установив высокую процентную ставку по вкладам. Между прочим, закон о конфиденциальности банковской информации был принят в стране в 1934 году. И сейчас любого, кто его нарушит, ждет шестимесячное заключение и штраф в размере 33 тысяч долларов.

Предвидя негативную реакцию со стороны Швейцарии, в ЕС, как признаются в частных беседах еврочиновники, планируют усилить дипломатическое давление и добиться поставленной цели. На решимость Брюсселя не повлияло даже встречное предложение о том, чтобы налоги у резидентов Евросоюза взимались непосредственно в Швейцарии, а затем переводились по назначению. Так что, похоже, назревает новое противостояние, которое может закончиться не только полным крахом доверия к банковским институтам, символизирующим стабильность и процветание, но и всплеском национализма в Швейцарии.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter