Протоиерей Евгений Свидерский: Не хозяева, а жители Сада

Правильно ли человек использует богатства, созданные Богом?

Правильно ли человек использует богатства, созданные Богом?

Красота видимого мира служит не только источником радости и вдохновения для человека. В совершенствах природы он угадывает безграничный разум Творца вселенной. Но с течением времени в мире, как в зеркале, все более отражается не Сам Господин, а беспощадная рука того, кто, по творческому замыслу Его, должен быть хранителем и освятителем всего творения.

В замысле Творца, по словам митрополита Филарета, все твари сотворены на службу человеку, “и потому он вводится в мир, как владыка в дом, как священник — в храм, совершенно устроенный и украшенный”. Грех ослабил и ограничил власть человека над подчиненною ему тварью, но совершенно отнять ее у человека не мог. Доныне разум человеческий открывает различные средства, которыми порабощает то ту, то другую силу природы. “Всякое естество зверей, — как говорит апостол Иаков, — укрощается и укротится естеством человеческим” (Иак. 3, 7). Вопрос только в том, законно ли человек все это делает.

Человек является живой связью между небом и землею, между Творцом и тварью. Через его сознание и свободу приносится к Творцу бессознательное славословие земных тварей. Получаем ли мы радость от пения птиц, с восхищением ли мы взираем на открываемые нашему взору пейзажи природы, наполняемся ли приятным благоуханием цветов, желающих открыть спрятанную в замысле Творца свою уникальную красоту, — все это передается в наше восторженное и благодарное воздыхание к Творцу. Созерцая совершенства Божьи в природе, сознавая еще высшие совершенства в своем собственном существе, восполняясь богоподобными совершенствами, человек сознательно и свободно прославляет Господа и как царь и священник природы возносит славословие и свое, и всех подчиненных ему тварей великому Творцу вселенной.

Таково должно быть предназначение человека в мире. Однако все то богатство видимого мира, что обязано служить человеку средством прославления Творца, зачастую обращается в орудие для удовлетворения своих собственных неограниченных потребностей. Так затмевается слава Божия, которая не подобна человеческой, ограниченной корыстными побуждениями ее искателей. Она неразрывно соединена с совершенством и блаженством тварей. В ней самой и есть их совершенство и блаженство. Слава Божия в природе есть ее красота и благосостояние. Нарушая законы этой красоты, искажая ее истинный образ, человек становится не орудием прославления Творца вселенной, не царем и священником природы, а жестоким ее потребителем, в конечном же итоге и губителем.

Не впору ли и нам задуматься над словами, которые глухим эхом отзываются для нашего слуха со страниц газет и журналов да с экранов телевизоров: грядет экологическая катастрофа!

В заключение предлагаю хотя бы задуматься над словами французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который говорил: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: “Каждый хотел лучшего только для себя!”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter