Противостояние

Иногда бывают ситуации, когда ожидание равнозначно поражению.
Иногда бывают ситуации, когда ожидание равнозначно поражению. Причем если для людей, наделенных властью, затягивание решения острого вопроса абсолютно ничем не грозит, то для пострадавших каждый новый день приносит все больше и больше разочарований. И вера в справедливость тает как кусок льда, случайно выпавший из холодильника в июльскую жару.

В конце июня "СБ" опубликовала историю членов Витебского МЖСК, которые попытались для погашения части паевого взноса воспользоваться чеками "Жилье". Однако из-за отсутствия в областном бюджете достаточных средств проиндексированные чеки оказались пустыми бумажками. Собственных денег, необходимых для полного расчета со строителями, у большинства членов МЖСК, сформированного из работников медучреждений, нет. В итоге строители подали в суд на кооператив и реально встал вопрос: а получат ли вообще жилье нуждающиеся в нем молодые семьи? Причем на стороне строителей выступили работники прокуратуры, суд отказывается приглашать на заседания представителей облисполкома, а сама областная власть заняла позицию стороннего наблюдателя. То есть из-за проблем с наполнением бюджета крайними оказались члены МЖСК. И это, похоже, устраивает всех, кроме пострадавших семей.

Согласно Указу Президента N 630 "О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных СМИ" в месячный срок после публикации должны быть приняты позитивные меры для разрешения сложившегося конфликта. И вот практически прошел месяц со дня выхода материала "Призрак счастья. Чеки "Жилье": капитал или фикция?" И что же изменилось с тех пор?

Суд над членами МЖСК продолжается. Представители областной власти как были сторонними наблюдателями, так ими и остались. И все же некоторые изменения есть.

СРУП "Витебский домостроительный комбинат" (ДСК) написал новое исковое заявление. На этот раз в качестве ответчика фигурирует Витебское областное коммунальное унитарное предприятие регистрации и технической инвентаризации. ДСК оспаривает правомерность выдачи удостоверения на право собственности на дом МЖСК-242. В качестве одного из основных аргументов истец пишет, что работы по строительству дома еще не закончены...

И все бы ничего. Однако через несколько дней после подачи этого заявления в суд, не проводя больше никаких строительных работ, ДСК начал выдавать ключи отдельным членам МЖСК. Получается, что людей селят в недостроенный дом?

А теперь самое любопытное. Кто же те счастливчики, которые первыми получили ключи от квартир в еще строящемся доме?

Как рассказал корреспонденту "СБ" представитель МЖСК-241 Анатолий Кравчинский, представители домостроительного комбината предложили членам МЖСК подписать договор о переводе долга. Согласно этому документу участники кооператива брали на себя обязательство до 10 октября 2002 года полностью погасить оставшуюся за ними задолженность. Причем за нарушения графика платежей предусмотрена ответственность в размере по 0,15 процента от неперечисленной в срок суммы за каждый день просрочки. И никаких форс-мажорных обстоятельств.

Так вот, те, кто подписал этот договор, и получили вожделенные ключи от квартир в доме, который официально считается построенным уже полгода.

Однако около 60 процентов членов МЖСК не согласились ставить подпись под таким договором. Да и неудивительно это. Если неизвестно, когда и в каком году найдутся деньги в областном бюджете для погашения проиндексированных чеков "Жилье", то как люди могут прогнозировать появление денег? На мой взгляд, иначе, как ловушкой, ход с таким договором назвать сложно. При этом мало кто из подписавших, наверное, обратил внимание на пунктик, где сказано, что должник отвечает перед ДСК по всем своим обязательствам всем своим имуществом в пределах задолженности. У многих участников строительного кооператива единственная предполагаемая собственность - будущая квартира...

Кстати, не менее любопытен и продолжающийся суд над ЖСК. По абсолютно непонятной причине игнорируется постановление президиума Высшего хозяйственного суда N 12 от 3 мая 2002 года. В этом документе сказано: в целях установления единой правоприменительной практики ВХС постановил одобрить обзор практики рассмотрения споров, возникающих из отношений, связанных со строительством, и направить его для использования в работе. Так вот, по мнению ответчика, поскольку им были предприняты все необходимые действия, направленные для исполнения договорных обязательств, в его действиях отсутствует вина, и он освобождается от ответственности за нарушения установленного договором порядка оплаты.

Президиумом ВХС было отмечено, что невыделение средств из бюджета учреждению, которое по статусу не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а следовательно, лишено иных источников доходов, может быть признано обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии его вины в просрочке оплаты оказанных ему услуг. То есть при наступлении форс-мажорных обстоятельств.

Очевидно: так как МЖСК - не коммерческая организация, то на нее в полной мере должно распространяться постановление ВХС. Однако это, судя по всему, в теории. Практика, во всяком случае в Витебске, демонстрирует иной подход. Почему - загадка.

Итак, противостояние продолжается. С одной стороны, люди с бумажками под названием чеки "Жилье". С другой - строители (со справедливым желанием получить заработанные деньги), сочувствующие им прокуратура, суд. И в качестве наблюдателя - местная власть. Кто кого?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter