Против лома - нет приема

На городских свалках, в пригородных лесах, неподалеку от колхозных мехдворов бессмысленно ржавеют тонны металла.
На городских свалках, в пригородных лесах, неподалеку от колхозных мехдворов бессмысленно ржавеют тонны металла. Мирились с этим безобразием не всегда. Собирали. Минский утильзавод "Экорез", например, до его закрытия выуживал металл из бытового мусора. В последнем, 1999, году своей работы он добыл 1.225 тонн. Теперь мелкий металлический лом попросту закапывают, как ненужный мусор. По словам начальника отдела госконтроля за обращением с отходами Минприроды Александра Клопова, бесхозный ржавеющий металл наносит непоправимый ущерб природе, окисляя и загрязняя остатками почвы и грунтовые воды. В то время как Белорусский металлургический завод 60 процентов необходимого металлолома закупает в России, тратя драгоценную валюту, заработанную в жесткой конкурентной борьбе.

Год назад проблеме сбора черных металлов было посвящено совещание у Премьер-министра Геннадия Новицкого. Выяснилось, что механизм обеспечения БМЗ сырьем, мягко говоря, несовершенен. Чтобы исправить ситуацию, был утвержден план мероприятий. Ответственным ведомствам предписывалось тщательно обследовать колхозные земли, найти свалки лома, установить его хозяев и заставить их навести порядок. Но, как свидетельствуют материалы наших собкоров, воз с отходами черных металлов и ныне там - на свалке.

Одна из главных причин этого, как видится, монополизм. Исключительным правом приобретения металлолома у предприятий и организаций наделено объединение "Белвтормет". Белкоопсоюз также единолично призван обслуживать население. Но если вы вдруг захотите избавиться от бытового железного хлама вроде бабушкиной стиральной машины, то добрую половину приемных пунктов Белкоопсоюза в Минске, например, обзванивать бесполезно. Меньше чем за 5 тоннами лома оттуда не приедут. А самостоятельная доставка старушки-машины обойдется в такую копеечку, что проще будет выставить отслужившую вещь у мусоросборника, откуда ей прямая дорожка на свалку.

Система "Белвтормета" - это сеть перерабатывающих заводов. Но прежде чем сдать туда стальной хлам, нужно запастись документами о его законном происхождении. Порядок такой. К тому же предприятия "Белвтормета" не всегда могут в нужный срок прислать за ломом машину, да и с деньгами для расчетов проблемы. Поэтому в виде оплаты сдатчику чаще всего предложат электроды, карбид, металлопрокат, что не всякому подойдет.

При этом планы заготовки лома... время от времени перевыполняются. Но какова цена таким достижениям с точки зрения государства? Ржавый грош. Ведь одновременно превращаются в труху тысячи тонн металла, так и не ставшего ценным сырьем.

Что нужно сделать, чтобы Белкоопсоюз вернул былые позиции, а "Белвтормет" не был сторонним наблюдателем? Не пора ли предусмотреть рыночные механизмы борьбы с этим безобразием? Может быть, стоит выдавать лицензии на сбор лома всем, кто готов сделать этот бизнес выгодным и для себя и для государства? На все эти актуальные вопросы предстоит ответить соответствующим министерствам и ведомствам. И от этих решений зависит, будет ли ценный материал ржаветь или приносить пользу.

Аэлита СЮЛЬЖИНА, "СБ".





Золотая пыль

На задворках мехдвора колхоза "Прибужье", что рядом с Брестом, среди прочего металлического хлама еще прошлой осенью появились два старых комбайна "Нива". Так и стоят там до сих пор. Сдать их целиком в качестве лома, как пояснило колхозное руководство, жалко, ведь что-то еще может пригодиться для оставшихся в строю комбайнов. А порезать сваркой и отсортировать узлы агрегата колхозу недосуг - всегда находятся более неотложные дела. К тому же выполнение плана по сдаче лома для хозяйства не проблема - списываются более металлоемкие агрегаты. Тогда как со ржавой "Нивы" едва наберется две тонны кондиционного металла, за которые государство заплатит всего лишь около 100 тысяч рублей.

Не гонится за "Нивами" и предприятие "Брествтормет", в обязанности которого входит переработка и отправка колхозного лома с территории 6 районов области. Но если больше года ржавеют два комбайна в пригородном колхозе, то сколько же подобных "картинок" можно наблюдать в отдаленных уголках региона?

Специального учета, как рассказал мне директор "Брествтормета" Николай Демчук, предприятие не ведет. Ведь в отдельных хозяйствах его коллег даже не пускают на мехдвор, чтобы не положили глаз на то, что уже не нужно, но, может быть, когда-либо пригодится. Такое скряжничество, по мнению Н.Демчука, и привело к тому, что кладбища старой техники стали непременным элементом пейзажей колхозных мехдворов. Вычистить их "Вторчермету", имеющему всего лишь 5 специализированных машин для заготовки лома, не по карману. Ведь предприятие, зарабатывая себе на жизнь, тоже старается направить их в те колхозы, где хранится лом поценнее и потяжелее. Сегодня такая возможность есть, благодаря чему в объемах заготовок предприятия колхозный металлолом составляет примерно половину, не уступая промышленному.

Но что будет завтра? Государственное объединение "Белвтормет", куда входит брестское предприятие, обеспечивает сырьем единственный в стране Белорусский металлургический завод в Жлобине всего лишь примерно на 40 процентов. Остальное приходится закупать за рубежом, что и рубит под корень сталелитейную промышленность. В последние годы БМЗ уже не в состоянии рассчитаться даже за дешевый отечественный лом. "Брествтормету" жлобинцы, например, задолжали около 700 миллионов рублей. Очевидно, что в такой тревожной ситуации возможности заготовок сырья внутри страны будут просматриваться в сторону увеличения. Справится ли с этой задачей старая система, где, по большому счету, нет места нормальным экономическим механизмам?

Неумолимое же время делает свое дело - буквально золотые завалы ценного металла превращаются в ржавую пыль.

Федор МУХА, "СБ".



Железо двух сортов

Несмотря на меры, предпринимаемые могилевским областным "Вторметом" и Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды, бесхозного металлолома на Могилевщине предостаточно. Взять хотя бы печальную историю асфальтных заводов, построенных почти в каждом районе области в начале 90-х армянскими строителями. Сейчас предприятия заброшены. Кое-что из оборудования растащили местные жители, а сами сооружения так и остались стоять своеобразными памятниками безхозяйственности. У Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды нет ни сил, ни средств, чтобы расчистить эти "завалы". В общем-то ситуация парадоксальная - каждому предприятию доведен план по сдаче лома металлов, и выполняют его практически все. Дело в том, что, как мне объяснили, практически на каждом предприятии существует "санкционированный" и "несанкционированный" лом металлов. К первой категории относится тот, что хранится на огражденной территории со специальными указателями. Ко второй - лом, находящийся "за забором". Найти его владельца практически невозможно.

Итог - в августе выявлено 585 тонн бесхозного металла. Для сравнения - предприятиями сдано 589 тонн. Это прогресс, потому что картина за июль совсем другая - "законного" металла сдали 452 тонны, зато "незаконного" выявили в полтора раза больше - 688 тонн. Поэтому на территории области летом работала комиссия - природоохранное ведомство совместно с экологической милицией выявляло бесхозный металл. Были применены штрафные санкции к краснопольской "Райсельхозхимии", белыничскому колхозу имени Ленина, мстиславскому РСУБ "Конезавод".

Представители госконтроля высказали пожелание, чтобы "Втормет" активизировал работу с "ничейным" ломом. Но можно ли объять необъятное? Ситуация такова. Помимо "Втормета", заготовкой и переработкой лома металлов имеет право заниматься коопсоюз. При этом не раз доводилось слышать мнение - в области недостаточно приемных пунктов, работающих с частными лицами, а потому никому не нужные железяки можно обнаружить за каждым блоком гаражей, в каждом овраге. Так, может, действительно, наступило время выдать лицензию на сбор металлолома и другим предприятиям? Ведь столько ценнейшего сырья пропадает.

Ирина МЕНДЕЛЕВА, "СБ".



Металлический рубль

Практически в каждом хозяйстве Витебщины можно без особого труда найти свалку металлолома. Прямо за мастерскими, а порой в кустарниках и кюветах - кабины старых машин, трубы, ржавые цистерны...

Ситуация несколько изменилась после майского решения Витебского облисполкома, которое обязывает руководителей хозяйств наводить порядок на мехдворах. А к тому же инспектора Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды могут наложить на руководителя штраф, если на территории хозяйства хранится бесполезного ему металла больше, чем можно вывезти за один раз.

Конечно, многие руководители хозяйств срыв планов давно воспринимают как дело обыденное, да и штрафами не каждого запугаешь. Очевидно, административные рычаги не всегда эффективны. Совсем другое дело, когда сдавать "железяки" заставляет жизнь.

- На прошлой неделе сдали 16 тонн металлолома, - говорит руководитель сельскохозяйственного предприятия "Задубье" Витебского района Михаил Дудник. - По всем деревням собирали. У нас нет другого выхода, кроме как заниматься заготовкой лома. Хозяйство до сих пор не получило 50 миллионов рублей за сданное зерно. Денег нет. А за металл мы получили в "Витебсквтормете" столь необходимую нам резину к трактору.

Стоит ли теперь удивляться, что впервые за долгие годы госзаказ в Витебской области колхозами и совхозами уже выполнен на 134 процента.

Ситуация сразу же отразилась на работе предприятия "Витебсквтормет". Ежедневно в хозяйства области выезжают 18 бригад на большегрузных автомобилях с погрузчиками и бесплатно вывозят металлический лом.

Когда я прибыл к проходной цеха "Витебсквтормета", сюда возвращались машины из колхоза "Ульяновичи" Сенненского района. "Завтра опять туда поедем, - говорит водитель. - Еще 8 ржавых комбайнов осталось". В "Ульяновичах" сами попросили помощи "Втормета", но, бывает, машины предприятия выезжают и по распоряжению своего руководства. И порой главные инженеры и руководители хозяйств не хотят отдавать металл: в хозяйстве, мол, любая гайка пригодится. Впрочем, такие случаи редки. В колхозах и совхозах понимают, что за металл с ними рассчитаются в срок или деньгами или необходимым на мехдворе товаром. "Витебсквтормет" старается не обижать колхозы и совхозы даже в ситуации, когда ему около 3 млрд. рублей задолжал Белорусский металлургический завод.

Кстати, как заявил корреспонденту "СБ" директор "Витебсквтормет" Василий Ющенко, достигнута договоренность с председателем областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимиром Кулаковым - предприятию будет сообщаться о выявленных инспекторами свалках. Но станет ли это все же универсальным приемом против лома?

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, "СБ".



Богатое прошлое и скромное настоящее

Оказывается, собирать металлолом - дело выгодное. "В последнее время он в буквальном смысле спасает нас", - признался в беседе директор Лельчицкого автотранспортного унитарного предприятия

N 20 Александр Ашомко. В том, что в его распоряжении достаточно много металлолома, можно не сомневаться. В советские годы автотранспортные организации хорошо снабжались новенькими автобусами и грузовиками. Но шло время, и без должного финансирования ремонтных работ машины превращались в утиль. И если современный автобус здесь еще можно найти, то самый молодой грузовик - 1991 года выпуска.

Бывшие "рабочие лошадки" автотранспортного предприятия нынче складированы в дальнем углу его территории. Это ржавые остовы, на которых практически не осталось ничего ценного - все исправные или поддающиеся восстановлению запчасти и комплектующие снимаются и запускаются в дело ремонтниками. Сегодня здесь на счету каждая копейка. Поэтому даже ржавый металлолом лишний раз тщательно пересматривается в поисках "вариантов" для восстановления еще работающих машин-старушек. И только в том случае, если "вариантов" нет вообще, остов сдают в приемный пункт УП "Гомельвтормет" или же на Белорусский металлургический завод. Деньги, получаемые за металлолом, идут на покупку нужной детали. Нередко это оказывается единственным источником, с помощью которого Лельчицкое АТУП N 20 может отремонтировать свою технику. Так что, говоря о спасительной роли металлолома для предприятия, Александр Иванович не преувеличивает.

В то же время назвать Лельчицкое АТУП N 20 убыточным нельзя. Напротив - предприятие работает с прибылью, однако "живых" денег практически не видит, так как ему многие должны за доставку зерна в прошедшую уборочную и другие грузоперевозки. Поэтому и неудивительно, что Лельчицкое АТУП

N 20 не спешит расставаться со своим "складом" металлолома. Когда половина автобусов в парке и практически все грузовики имеют 100-процентный износ, когда деньги от должников все не поступают, может случиться всякое. Закончится топливо или "деревенский" автобус cломается - спрос будет не с кого-либо, а с предприятия. И вот тогда вступает в действие ценное НЗ - металлолом с задней части территории.

Так богатое прошлое продолжает работать на скромное настоящее.

Ирина ТАКОЕВА, "СБ".



Комментарий заместителя начальника РУП "Гомельвтормет"

Сергея ГОРНОВА

: - Сдача металлолома сельскохозяйственными и промышленными предприятиями неуклонно падает. У колхозов, как правило, нет топлива или техники, чтобы доставить к нам свои многолетние "запасы". Впрочем, некоторые хозяйства, казалось бы, располагают возможностью доставить к нам металлолом. Но, выполнив план заготовки, они совсем не заинтересованы его превышать. Опасаются: мол, тогда на следующий год для них план увеличится. Что, естественно, потребует от них больше транспортных расходов. Круг замыкается. Система не работает...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter