Против лома есть приемы. У экспертов

Какие только раритеты не хранятся в лабораториях Государственного экспертно-криминалистического центра МВД! Например, берешь в руки обычный документ - так называемую "купчую" на автомобиль.
Какие только раритеты не хранятся в лабораториях Государственного экспертно-криминалистического центра МВД! Например, берешь в руки обычный документ - так называемую "купчую" на автомобиль. Вертишь его и так, и эдак - ничего подозрительного на вид не обнаруживается. А потом эксперт предлагает рассмотреть бумагу с помощью специального прибора, и оказывается, что под надписью "1991", обозначающей год выпуска автомашины, скрывается другая дата, истинная - "1986 год". Думаю, излишне объяснять, в какую валютную сумму выливается доверчивому покупателю омоложение иномарки на пять лет ушлыми мошенниками.

Или вот замечаешь на столе у специалиста диковинную банкноту непонятной принадлежности. И выясняется, что красочная "денежка" с изображением павлина является валютой одной из африканских стран. Некие фальшивомонетчики элементарно приклеили к ней ярлычок "500 евро" и изображение голубого флага, а потом успешно "впаривали" покупателям под видом законного платежного средства стран Евросоюза. К счастью, финансовых шутников быстро разоблачили...

В баллистической лаборатории глаза разбегаются от обилия оружия - вплоть до французских мушкетов времен Отечественной войны 1812 года, а по соседству поражает количество видов наркотиков, которые приходится исследовать экспертам...

Впрочем, экспертно-криминалистический центр - отнюдь не музей для любопытствующих журналистов. Здесь занимаются предельно тонкой и ответственной научно-практической работой по самым различным профилям. Сегодня ГЭКЦ проводит около 70 видов исследований, за исключением только товароведческой и строительной экспертиз, которые напрямую помогают в раскрытии преступлений. Такой факт: с использованием изъятых экспертами вещественных доказательств в стране в прошлом году раскрыто более 40 тысяч преступлений (около 83 процентов от числа расследованных). Во многом этому способствовало эффективное использование автоматизированной дактилоскопической идентификационной системы (АДИС) - своеобразного электронного банка отпечатков пальцев. Сейчас в АДИС содержится более 50 тысяч следов пальцев рук, изъятых с места преступления, и около 1 миллиона 200 тысяч дактокарт, которые заводятся на осужденных. Благодаря этой системе удается раскрывать даже пресловутые "глухари" - преступления, совершенные 10 - 15 лет назад.

Наиболее интересные виды экспертиз, которые стали выполняться совсем недавно, это фоноскопическая - идентификация человека по голосу, генотипоскопическая - новый вид исследований биологических следов методом ДНК, одорологическая - идентификация человека по запаху с помощью специально обученных собак.

Самый дорогостоящий вид исследований - генотипоскопические экспертизы. Например, установление отцовства сегодня стоит около 600 тысяч рублей, но при этом эксперты работают, как говорится, со свежей, живой кровью, а когда приходится исследовать объекты, подвергшиеся каким-то физическим или химическим изменениям, стоимость экспертизы многократно возрастает. Кстати, по установлению отцовства в ГЭКЦ обращаются крайне редко - примерно один-два раза в год. Видимо, эта проблема у нас не приобрела такой остроты, как на Западе, где за фактом признания или непризнания отцовства порой маячат миллионы долларов...

Сейчас в ГЭКЦ несколько сотрудников теоретически подготовлены к проведению медико-криминалистических экспертиз - восстановлению первоначального облика человека по черепу и его частям. Есть надежда, что к концу года будет закуплено специальное оборудование стоимостью около 25 тысяч долларов, и тогда этот вид исследований пополнит профессиональный арсенал экспертно-криминалистического центра.

Кроме того, еще несколько сотрудников ГЭКЦ прошли стажировку в экспертно-криминалистическом центре МВД России, где освоили методику установления принадлежности изъятого наркотика к какой-то конкретной партии. Важность подобной экспертизы заключается в том, что она может способствовать выявлению каналов и путей поступления наркотиков в нашу страну. Благодаря достигнутой договоренности с МВД Германии белорусские эксперты в июле отправятся к немецким коллегам для закрепления полученных в России знаний на практике - в рамках существующей в ФРГ целевой программы под названием "Белый героин".

К сожалению, руководство ГЭКЦ вынуждено сегодня задумываться не только о глобальных перспективах, но и о насущных проблемах рядовых экспертов из райотделов милиции. К примеру, последний раз партия так называемых криминалистических чемоданов, оснащенных самым необходимым для работы оборудованием, закупалась 5 лет назад. Естественно, многие инструменты, которые в этих чемоданах находятся, устарели и морально, и физически. Взять хотя бы "состоящие на вооружении" фотоаппараты "Зенит". Закупать для них до сих пор используемую в практике белорусских экспертов черно-белую фотопленку становится все труднее, поскольку ее производство повсеместно сворачивается. Цифровые аппараты, кроме того, позволили бы экономить на расходных материалах, но здесь возникает правовая коллизия: по существующим у нас процессуальным требованиям эксперт обязан прикладывать к фототаблицам негативы, чтобы можно было сличить изображения. Понятно, что в цифровых аппаратах ни о каких негативах речи быть не может. Сейчас этот вопрос активно обсуждается совместно со специалистами Следственного комитета и Прокуратуры, чтобы найти выход из сложившегося положения, не нарушая требований закона.

В любом случае оснащенность экспертов районного уровня будет улучшаться. По крайней мере, сейчас внимательно изучается несколько коммерческих предложений от польской и ряда российских фирм, занимающихся производством специализированной криминалистической техники. Так что, будем надеяться, белорусские прототипы легендарной Зинаиды Кибрит смогут еще убедительнее неприятно озадачивать всевозможных преступников, пригвождая их к позорному столбу своими вескими научными доводами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter