Против лома есть прием

Стоит немного отъехать от города, как сразу же замечаешь то ржавый остов легкового автомобиля в придорожной канаве, то груду металлического хлама на краю поля.
Стоит немного отъехать от города, как сразу же замечаешь то ржавый остов легкового автомобиля в придорожной канаве, то груду металлического хлама на краю поля. Весь этот, казалось бы, мусор на самом деле - ценное сырье. Его остро не хватает нашей промышленности. Так, при потребности лома черных металлов порядка 1,8 миллиона тонн в 2001 году в стране удалось собрать только 872 тысячи тонн.

Как отметил генеральный директор государственного объединения "Белвтормет" Николай Грибановский, закупать недостающее сырье приходится за границей (в основном в России) по мировым ценам. Сегодня одна тонна белорусского лома черных металлов стоит на 16 долларов дешевле импортного. Чем не валютный резерв для предприятий? Общий же объем вовлеченных в оборот подобных отходов в стране оценивается в 57 миллионов долларов. Это то "золото", которое буквально валяется у нас под ногами и которое способно приносить государству весомый доход.

По некоторым данным, в России ежегодно остается ржаветь под открытым небом около 10 миллионов тонн лома черных металлов. Оценить масштабы подобных потерь в Беларуси Николай Грибановский не решился, заметив, однако, что по законодательству любые отходы не могут находиться где бы то ни было просто так. Если нет явного собственника, то ответственность несет владелец земли. В ряде стран проблема решается просто: приезжает бригада специальной службы и забирает обнаруженный, например, в поле ржавеющий остов комбайна. А затем хозяину участка приходит счет на оплату произведенных услуг. Мы же пока к такой системе сбора беспризорного лома только начинаем приближаться.

Здесь, кстати, важную роль играют не только законы как таковые, но и общий уровень культуры населения. Жители Японии или Германии уже давно привыкли тратить весьма ощутимые суммы на утилизацию отслуживших холодильников или автомобилей. Выбросить "скисший" аккумулятор, скажем, в Рейн ни одному бюргеру в голову не придет. Кряхтя и считая каждый пфенниг, он все-таки отвезет его в специальный приемный пункт. Потому что в цивилизованных странах не принято вредить природе - что равнозначно вредительству себе и своим детям.

Между тем избавиться от лома черных металлов и нашим предприятиям, в принципе, особого труда не составляет. Более 200 автомобилей объединения "Белвтормет" постоянно собирают подобные отходы по всей стране. Проблема в другом. Многие производители обременены устаревшей техникой, но беда в том, что эти так называемые основные фонды имеют хоть какую-то, но остаточную стоимость. И по правилам учета расстаться с таким балластом для любого предприятия крайне разорительно. Что делается, чтобы ситуацию изменить к лучшему? Как сообщил Николай Грибановский, готовится правительственное постановление, призванное найти рациональный выход из нормативного тупика. Кстати, весьма показательный случай произошел несколько лет назад. Тогда специалисты объединения буквально вырезали все металлическое оборудование на Мозырском заводе кормовых дрожжей, который испытывал проблемы со сбытом традиционной продукции. Затем предприятие удалось успешно перепрофилировать, в том числе за счет вырученных от лома средств.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter