Пространство диалога

Виктор Каменков: За 3 года через медиацию прошло 60 тысяч дел

Что студенты хотят знать об экономическом правосудии

Международный университет МИТСО инициировал встречу Председателя Высшего Хозяйственного Суда Беларуси Виктора КАМЕНКОВА (на снимке) со студентами и преподавателями вуза, приурочив ее к празднованию 82-летия профсоюзного образования в Беларуси и Дню университета. Большинство вопросов, заданных в ходе встречи, отражают суть современных тенденций в развитии экономического правосудия Беларуси. Подтверждением тому некоторые ответы на вопросы, которые мы публикуем.

— Насколько, Виктор Сергеевич, оправдала себя процедура примирения сторон (медиация), активно популяризируемая сегодня?

— Хочу сразу подчеркнуть, что мы уже три года активно используем процедуру судебной медиации. В цифровом выражении это более 60 тысяч дел, прошедших через эту процедуру. И сегодня судебная медиация — это уже весомая часть нашей правовой культуры. В настоящее время как госпредприятия, так и бизнес, имея опыт урегулирования споров в примирительной процедуре, четко осознают, что договориться лучше, чем судиться. Для предпринимателей сохранять стабильные деловые отношения со своими контрагентами, бесспорно, выгоднее. Этот немонетизированный потенциал намного ценнее выигрыша в судебном процессе. Если же говорить о перспективах развития судебной медиации, то внесенные в Хозяйственный процессуальный кодекс изменения позволили значительно расширить возможности использования упрощенных и альтернативных способов для разрешения возникающих споров.

— Стала развиваться и внесудебная медиация. Должна ли здесь быть конкуренция?

— Внесудебная медиация стала развиваться не так давно. Но уже сегодня есть убежденность, что развитие судебной и внесудебной медиаций должно идти параллельно, не конкурируя друг с другом, а дополняя. Объясню почему. Речь идет о комплексном институте, включающем в себя судебную, внесудебную, околосудебную медиации. Развиваться он должен поступательно и динамично во всех направлениях. Только такой подход является наиболее оптимальным и эффективным.

В 2011 году мы проводили правовой эксперимент — привлекали к участию в примирительных процедурах хозяйственных судов внесудебных медиаторов и лиц, прошедших специальную подготовку и сдавших тест-экзамен. Результат оказался весьма позитивным. Сегодня мы подводим первые итоги и считаем, что такое сотрудничество судебных и внесудебных медиаторов является взаимовыгодным.

Сейчас подготовлен законопроект «О медиации», который направлен в парламент для рассмотрения в первом чтении. При его подготовке мы постарались соблюсти паритет частных и публичных интересов. К тому же очень важным было не допустить излишней юридизации отдельных положений. При этом мы постарались максимально учесть высказанные заинтересованными государственными органами замечания и предложения.

— Каковы перспективы развития третейского разбирательства в нашей стране? Сколько третейских судов уже создано у нас в Беларуси?

— Хозяйственные суды заинтересованы в создании третейских судов в нашей стране. В этом году в регионах Беларуси планируется создать одиннадцать третейских судов. Два суда уже функционируют: в Лиде и в Новополоцке. При поддержке ОО «Белорусский республиканский союз юристов» ведется активная работа по их созданию и в других городах. Этот процесс долговременный, требующий тщательности при подборе персонала суда. Нельзя допустить, чтобы третейские суды были «карманными».

— Виктор Сергеевич, как по вашему мнению, существуют ли еще пробелы в законодательстве, касающиеся вопросов работы Высшего Хозяйственного Суда? По возможности назовите пути их решения.

— Мы всегда обязательно анализируем свою деятельность. Сегодня нет оснований вести речь о так называемых пробелах. В то же время это обстоятельство не исключает поэтапного совершенствования законодательства, целью которого является повышение уровня доступности, оперативности и открытости экономического правосудия. Очерченные перспективы являются приоритетными направлениями принятой Стратегии деятельности хозяйственных судов Республики Беларусь на 2011—2015 годы, и основаны они на общемировых стандартах. Первым шагом в достижении этих задач стало принятие Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства».

В настоящее время ведется работа над проектом Закона «О внесении изменений и дополнений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь». Проект будет предусматривать расширение инструментария судебной защиты. Планируется введение новых видов судопроизводства, например, заочного разбирательства, закрепление положений, обеспечивающих использование электронного документооборота и информационных технологий (проект «Электронное правосудие»), и ряд иных новаций.

— В настоящее время в нашей стране получает развитие институт коллекторских услуг. Как вы относитесь к созданию некой централизованной службы, в компетенцию которой входило бы преследование должников и сокрытых ими капиталов?

— На сегодняшний день нами подготовлен официальный ответ о нецелесообразности создания отдельных специализированных коммерческих организаций, осуществляющих коллекторскую деятельность, не определив четкие правовые рамки их деятельности. Однако в случае детальной законодательной регламентации деятельности таких организаций, полагаем, грамотное взаимодействие с хозяйственными судами станет возможно и принесет оптимальный результат.

Интересен в этой связи международный опыт. Например, Германии. Там в принципе недопустима мысль о возможности осуществления исполнения судебных решений частными структурами. Подтекст таков: судебная власть — это компетенция государства, и поэтому исполнение судебных решений — исключительная прерогатива государства.

— Несмотря на наличие в законодательстве гражданско-правовой ответственности за уклонение от уплаты долга, злостные должники — физические лица находят способы уйти от расчета по долгам. Как в этой связи вы, Виктор Сергеевич, относитесь к перспективе введения в Беларуси уголовной ответственности за умышленное уклонение от уплаты долгов, в том числе на основании решений судов, либо иных жестких инструментов реагирования на подобную форму противоправного поведения?

— Изучив опыт США, других стран, хочу сказать, что для того, чтобы у нас реально ввести такую ответственность в отношении физических лиц, надо «быть богаче» примерно в два раза. Ведь банкротство физического лица — это, по сути, списание его долга. Это прощение его долга. Что касается введения уголовной ответственности для неплательщиков — физических лиц, я не сторонник таких радикальных мер. И вот почему. Во всем мире наблюдается процесс декриминализации многих составов преступлений и переход на экономические санкции (штрафы, применение конфискации). Это общемировая тенденция гуманизации законодательства, к которой, полагаю, и нам стоит стремиться.

— Какой путь необходимо пройти юристу для назначения на должность судьи и каковы перспективы студентов Международного университета МИТСО в этом плане? Работают ли в хозяйственных судах Беларуси наши выпускники?

— Сегодня в системе хозяйственных судов работает более десятка выпускников вашего университета. Среди них есть и судьи, и специалисты, в том числе занимающие должности руководителей.

Требования к кандидату на должность судьи устанавливают некоторые особенности, относящиеся к личностным характеристикам. Так, человек, готовящийся стать судьей, должен обладать высокими личными морально-волевыми качествами. Плюс ко всему он должен быть профессионалом, юристом высокого класса.

Я бы так описал портрет кандидата на должность судьи. Это опытный юрист среднего возраста, имеющий успешный практический опыт работы с хозяйственным и хозяйственным процессуальным законодательством. Хотя судьями у нас работают и бывшие адвокаты, и прокуроры, и преподаватели вузов, и юристы различных организаций.

Самый реальный путь в судьи — работа в системе хозяйственных судов. Начать карьеру можно с позиции секретаря судебного заседания. А чтобы убедиться в правильности собственного выбора, стоит побывать у нас на судебных заседаниях, понаблюдать за особенностями процесса, за реальной работой судей. Поэтому приглашаю — приходите и учитесь.

Фото: Александр ТОЛОЧКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter