Первый год в школе, как правило, совпадает с кризисом семилетнего возраста

Просто в школу

Начальная школа... В жизни мамы, папы и ребенка наступает новый этап. И не случайно первый год в школе, как правило, совпадает с кризисом семилетнего возраста. Ребенок оказался в новых социальных условиях, он привыкает к новым правилам. Как будет проходить этот период, конечно, во многом зависит от того, насколько родители смогли подготовить чадо к школе.



Во-­первых, ребенок должен быть готов к общению со сверстниками и взрослыми людьми, адекватно реагировать на возможную критику. Во­-вторых, должен иметь представление о том, что его ждет в школе, ведь до этого момента основным занятием были игры, а в школе предстоит внимательно слушать учителя на уроке, успевать выполнять задания в отведенное время, держать темп. В-­третьих, должен быть сформирован познавательный интерес, когда ребенок сам хочет учиться. Но порой малыши предпочли бы еще походить в детский сад.


Обязательно отмечайте добрым словом старания и работу ребенка
Проще тем первоклассникам, чьи старшие братья или сестры уже учатся в школе, тогда у них есть пример, сложилось некоторое понимание школьных правил: когда вставать, когда делать уроки, когда отдыхать. Если ребенок в семье один, тогда задача родителей делиться с малышом приятными воспоминаниями о своих школьных годах. А вот если вас что-­то не устраивало или было трудным, то не стоит об этом сразу же рассказывать. Возможно, у вашего ребенка все будет складываться иначе, что­-то даже окажется более интересным или легким, чем вы представили. Иначе, согласитесь, трудно ожидать от школьных будней чего-то хорошего, если уже знаешь, «что ничему путному тебя там не научат, учителя вредные, а уроки – это просто ужас, да еще и двойки ставят!»

Один из самых проблемных вопросов – это выполнение домашних заданий. У детей начальной школы навык самоконтроля только формируется. Постарайтесь прививать ребенку привычку самостоятельно выполнять какие­-либо задания дома, начиная с простого: раскрась, построй сам и т.д. Обязательно отмечайте старания и работу ребенка.

Организуйте заранее день ребенка таким образом, чтобы подъем и время ложиться спать были приближены ко времени, которое будет в течение учебного года. Тогда с первых учебных дней ребенок будет чувствовать себя комфортно.

В начальной школе от ученика потребуется быстро адаптироваться к новому, быть достаточно выносливым, уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, а так как все дети развиваются по­-разному и не у всех все может идти сразу гладко, то и родителям следует подготовиться к первым школьным будням. Если что-­то не получилось у ребенка, он расстроен этим, избегайте в разговоре фраз: «Ты, как всегда, невнимателен», «Я так и знала, что ты прослушаешь», «Ты что, совсем глупый, такой легкий вопрос». Будьте готовы поддержать, подбодрить начинающего ученика в трудную минуту, и тогда, чувствуя ваши любовь и заботу, он станет учиться с упорством и удовольствием.

Елена  РАЗУХИНА.


Наказание – ошибка!


Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок мог трезво смотреть на вещи, последовательно выстраивать свои поступки и нести за них ответственность. Воспитание ответственности – долгий и трудоемкий процесс. Главной ошибкой родителей при воспитании этого качества является наказание. Получил двойку – не пойдешь гулять, в кино, на день рождения к другу. Довольно известный способ наказания, не так ли?


Однако именно так у детей формируется страх перед ответственностью. Зачем нести наказание, если пока можно умолчать о плохой отметке, а потом и гнев остынет, и в школе можно постараться что-нибудь исправить. Родителям следует адекватно реагировать на проступки ребенка.

Прежде всего ответственность за свои действия, и за обучение в том числе, нужно формировать дома. Начать следует с домашних обязанностей. Они непременно  должны быть у детей. В дошкольном возрасте ребенок вполне способен полить цветы и убрать за собой игрушки. Также очень полезным может быть появление в доме домашнего животного. Если ребенок просит завести кошку или собаку, то ему нужно объяснить, что это будет его животное и ответственность за него нужно будет нести самому. Обязательно хвалите ребенка за выполнение его обязанностей.

Часто родители настолько озабочены учебой ребенка, так самозабвенно отдаются всему, что может ему помочь, что практически учатся за своего ребенка. Естественно, нужно постоянно контролировать процесс обучения, но во всем должна быть мера. Спрашивать по сто раз на дню про выполнение домашнего задания или подготовку доклада – это точно лишнее. Не стоит думать, что ребенок от природы ленив и не способен успешно учиться без жесткого контроля. Помните: оценки в школе – не главное. Важно, чтобы ребенок проявлял любопытство и не растерял его в течение жизни. Ведь очень часто бывает, что не любят читать именно те люди, которых в детстве заставляли это делать, а выпускники музыкальных школ просто с ненавистью смотрят на музыкальный инструмент.

Но если у ребенка нет мотивации к учебе, то родителям нужно предпринимать шаги. В качестве поощрения могут выступать мелкие материальные ценности, выбранные с учетом интересов ребенка. Но с этим нужно быть очень осторожным! Иначе можно вырастить эгоиста, работающего только за награду. Поэтому в качестве поощрения может выступать совместная прогулка, посещение зоопарка, музея или кинотеатра, совместные велопрогулки.

Не все и не всегда будет получаться с первого раза. Если ребенок не доделал уроки и получил на следующий день двойку, то объясните ему ситуацию на своем примере. Если вы, к примеру, готовите ужин, а неожиданно начался интересный фильм, то вы не имеете права бросить дело на полпути, потому что из­-за зажженной плиты может начаться пожар. Ну и наконец, хочу еще раз сказать, что во всем нужно соблюдать меру. Часто дети с «синдромом отличника», стремящиеся во всем быть лучшими, страдают от нервных срывов, истерик, вызванных чрезмерным напряжением.

ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА


С помощью ругани и упреков мы только введем ребенка в состояние стресса и страха.

Юлия ТУЛИНОВА

Советская Белоруссия № 152 (25034). Среда, 10 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter