Проспект длиною в жизнь

Старейший строитель Минска рассказывает, как он создал город, а город создал его.
Старейший строитель Минска рассказывает, как он создал город, а город создал его.

Как и большинство заслуженных людей прошлых лет, Федор Яковлевич Крот чувствует себя забытым. На днях ему исполнится 89 лет.

- Столько не живут, - шутит он, - наверное, все думают, что я уже давно умер. Заслуженный строитель, персональный пенсионер республиканского значения принимает корреспондента "СБ" в своей небольшой квартирке в центре города, который он когда-то построил. "Не весь, - скромно добавляет Федор Яковлевич, - но процентов 60 - центральная застройка - все же наши". Он строил всю жизнь. Сколько себя помнит, столько и строил. Сначала одолевал послегражданскую разруху, потом - послевоенную. "Вот только нынешнюю, - говорит, - одолеть уже не по силам. Годы".

Слуцкая быль

В шесть лет остался Федор Яковлевич сиротой - родителей в гражданскую покосил тиф. В Слуцке окончил семилетку и профтехническую строительную школу. Так и стал строителем. Первые объекты, которые довелось строить, - военные городки на границе с Польшей для Петергофской кавалерийской дивизии. Командовал же этой дивизией сам Жуков - он-то и был заказчиком строительства. Уже тогда он был легендарным комдивом, но в общении невероятно прост - похлопывал по плечу молодого строителя Крота да все называл его Федькой. Поначалу у юноши от такого обращения просто дух захватывало. А после - ничего, пообвыкся, научился говорить генералу, что думалось. Когда пришел срок призываться в армию, Жуков предлагал оставить молодого сметливого парнишку при себе, на строительстве. Но Федор Яковлевич тогда считал, что человек в жизни все должен попробовать. "Правильно рассуждаешь", - только и ответил ему Георгий Константинович.

- Это была моя первая стройка. Среди сотен объектов, которые построил, эта отпечаталась в памяти каждой деталью. Сейчас даже сложно представить, как тогда все было примитивно. Я был старшим десятником, исполнял обязанности техника-строителя. Беднота была страшная - даже гвоздей не было. Грабари с Украины со своими маленькими лошадками выполняли все земляные работы. То, что сейчас один бульдозер сделает за день, тогда повозками, словно жменьками, вывозилось месяц. В мемуарах эти времена как-то романтизируются. Все было не так просто. Было так холодно и голодно, что героические подруги жизни знаменитых командиров бежали назад, в Ленинград. Ведь там для них жизнь была дай Бог - царские казармы, дома, конюшни...

Московская сказка

Помимо сотен объектов, построенных в Минске, успел Федор Яковлевич принять участие еще в одной "стройке века" - в строительстве ВДНХ в Москве. Как демобилизовался из армии, в 1936 году, подался в Москву - там нужны были специалисты на строительстве сельхозвыставки.

- Каких только больших начальников мне не довелось тогда увидеть. Объект-то имел государственное значение. Тогда Сталин выступил с докладом о советской Конституции - "жить стало лучше, жить стало веселее". А мы только наблюдали, как один за другим, словно листки календаря, исчезают наши начальники. Начинались репрессии. Но Москва в то время была очень близка к коммунизму. Народ усыпляли - отменили карточки, все было дешево. За 13 копеек можно было позавтракать, да еще и кружку пива выпить (зарплата у меня была тогда 150 рублей). Москва в то время жила, словно в какой-то сказке. Всюду - песни, цветущая, жизнерадостная молодежь катается на коньках. И как-то верилось, что лучший мир мы уже построили...

Минская стройка

Но Москва была городом закрытым. Федор Яковлевич хотел продолжить учебу, потому высшее образование получал уже в Минском политехническом, заканчивал его перед самой войной. На старших курсах он по направлению НКВД строил оборонительные сооружения в Гродненской и Брестской областях. В войну Федор Яковлевич партизанил. Об этом периоде жизни красноречиво свидетельствуют его многочисленные награды. Когда лихие годы окончились, профессия Крота вновь стала самой главной в стране. После освобождения Белоруссии Федора Яковлевича направили на восстановление авиационного завода (он располагался на месте современного тракторного). Когда надобность в самолетах отпала, Крот стал работать в "Белгоспроекте" инженером-конструктором. Первой работой по возрождению города стал проект домов на Круглой площади (ныне - площадь Победы). Позже, через несколько лет, он же их и построил.

- За годы войны крепкие одноэтажные постройки на площади хоть и не разрушились от бомбежек, но пришли в совершенную негодность: разморозились, раскисли, стали совсем ветхими. Немало пришлось поломать голову над тем, как, не взрывая фундамент, соорудить основательную конструкцию.

Когда дома на площади еще не были закончены, Федора Яковлевича бросили на реконструкцию оперного театра. Из Ленинграда приехал автор довоенного проекта И.Лангбард, под руководством которого и восстанавливали театр. Работали день и ночь. Административных зданий в Минске практически не было, поэтому руководство объекта прямо в нем и размещалось - в неразрушенном крыле здания. Здесь же жили и строители - военнопленные.

- Строили театр немцы. Работы шли, как принято говорить у строителей, "по белкам" - не калькировали, не оттеняли, сразу свежие чертежи шли в производство. А в 1946 году вышел приказ Сталина построить в Белоруссии тракторный завод. По решению ЦК меня перевели на строительство завода начальником участка. Это была важнейшая стройка в Союзе - секретарь ЦК Белоруссии каждый вечер приезжал работу принимать. Я строил горячие цехи - кузнечный, сталелитейный. Основными работниками были те же пленные. Только у меня на участке их было 500 человек. Лагерь для них стоял тут же, на территории строящегося завода. Тогда как раз отменили приказ о расстреле, поэтому состав пленных был разный - и подлецы-полицаи, и наши офицеры, которые в чем-то провинились. Отдельно немцев, военнопленных, было 200 человек. Как они работали первое время! Лучше, чем все наши пленные, вместе взятые. Но потом постепенно научились симулировать. А кроме того, шел 1948 год - когда всех пленных депортировали.

Город, который

построил...

Об этом периоде жизни Федора Яковлевича - возрождении Минска - написано немало очерков и даже книг. Сил тогда жалеть было не принято - работал почти сутками. "Детей своих, - вспоминает супруга Анна Венедиктовна, - практически не видел: уходил, когда они еще спали, возвращался, когда уже спали".

В общей сложности строительству Федор Яковлевич отдал почти 60 лет своей жизни. Потому и послужной список у него огромный. Он был главным инженером нескольких строительных управлений, возводил инженерные сооружения в Минске - трамвайные линии, Чижовское водохранилище, плотину через Свислочь. Потом строил дома на Круглой площади - те, что сам когда-то проектировал, оперный театр, Академию наук. Чуть позже стал начальником строительного управления - в его бытность были возведены ТЭЦ-3, мясокомбинат в Курасовщине, хлебозавод на Могилевском шоссе. Буквально за пару лет он сумел полностью реанимировать доставшееся ему управление-банкрот. В Федора Яковлевича поверили - вскоре он стал главным инженером 1-го столичного стройтреста

: - 60 процентов минских объектов построил наш трест. Все институты, театры, кинотеатры, детские сады. Какой Минск был, когда мы с Аннушкой пришли сюда в 44-м, - вспомнить страшно. Довелось восстанавливать Русский театр после пожара и филармонию строить. Тогда она ютилась в каком-то лачужном здании, а поводом к постройке нового стало приобретение органа - его купили у чехов по немыслимой для того времени цене - почти миллион золотом...

За строительство города его наградили орденом Ленина. Сейчас же город, который он построил, не вспоминает о старом строителе. Даже открытки к празднику уже не присылают. Хотя не принято у стариков жаловаться на жизнь, видно, что немало обиды у Федора Яковлевича на нынешнее время.

- Я прежде ходил на каждый военный парад. Сейчас уж совсем плохо вижу, но в прошлом году все же выбрался на празднование Дня Победы в город. Пришел к Дому правительства, а там все кордоном милицейским оцеплено. Хотел пройти на трибуну - стоять-то долго тяжело. Я с медалями, орденами прохожу, а мне: "Пригласительный билет". Конечно, у меня его нет. Наблюдаю, как люди проходят на трибуны, - один пропуск покажет и ведет за собой вереницу. И все больше молодежь идет. Стою и мне даже как-то стыдно, что вырядился, что пришел сюда, - будто и не мой это уже праздник. Нет мне на нем места. Но я же в отряде был командиром разведки! Примкнул к какой-то шеренге тех, кто проходил по пропускам. Парад наблюдал с трибуны...

Хоть и держит некоторую обиду Федор Яковлевич на свой город, но как собственное, пусть и эгоистичное, дитя обожает его искренне. Супруга, с которой прожил, кстати, уже 58 лет, рассказывает, что больше всего любит Федор Яковлевич гулять по проспекту. С такой любовью часами может говорить о каждом здании. Сейчас уже старый, полуслепой, как увидит свой проспект - преображается. Смотрит на него Анна Венедиктовна и кажется, что шагает она по проспекту со своим молоденьким Федором, только-только после войны приехавшим в Минск.

Здоровье уже не то - не по силам теперь большие прогулки, давненько они на своем проспекте не бывали. А мечтает Федор Яковлевич увидеть Дворец Республики и новый железнодорожный вокзал. Ждет старый строитель, когда потеплеет. Надеется, что сил хватит свою мечту осуществить...

На снимке Федор Крот.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter