56% немцев не считают себя единым народом

Прошли сквозь стену

И через 25 лет после падения Берлинской стены 56% немцев не считают себя единым народом
Она снова здесь — Берлинская стена. Делит город надвое: Бранденбургские ворота — на западе, Александерплац и фонтан «Нептун» — на востоке.

Фото РЕЙТЕР
Фото РЕЙТЕР

Но сегодня она не мрачная, неприступная и не символ разъединения и «холодной войны». Сегодня через Берлинскую стену можно ходить, ездить и при желании бегать, сегодня западный и восточный Берлин — понятия, скорее, исторические, чем актуальные: молодое поколение (те, кому нет 25) вообще не знает, где та стена стояла, для них Берлин — просто Берлин. Прекрасный, вечно молодой и неделимый.

Мы, люди постарше, стену своими глазами не видевшие (а вот моя мама, которой в советское время путь в «капиталистические страны» был закрыт, видела их именно здесь — благодаря товарищам из ГДР смотрела с высоты стены на полный сияющих соблазнов Западный Берлин), но о ее существовании знавшие, до сих пор, когда приезжаем сюда впервые, все время спрашиваем: мы сейчас на западе или на востоке? Для молодых и таких, как мы, любопытных, и поставили эту стену. Только сегодня она — инсталляция из 8.000 светящихся гелиевых баллонов, которая пунктирной линией на 15 км тянется по бывшей границе между западным и восточным Берлином. Вечером 9 ноября, аккурат в 25–ю годовщину падения Берлинской стены, все эти баллоны запустят в воздух — стена снова падет. У Бранденбургских ворот будет петь Удо Линденберг — родившиеся в ГДР и СССР его помнят.

Фото РЕЙТЕР
Фото РЕЙТЕР

Сейчас я как раз в Берлине, и праздничный ажиотаж в городе чувствуется и будет нарастать с каждым днем, если не с каждым часом. В обширной программе празднеств — экскурсии, рассказы об ужасах «холодной войны» и страданиях восточных немцев под «коммунистической диктатурой». Говорят, нужно напоминать об этом молодым, чтобы они знали, что свобода, в которой они родились и растут, — не нечто само собой разумеющееся, что за нее нужно бороться каждый день. Потому что с молодыми — беда: проведенные накануне праздника исследования показали, что 40% молодых немцев, родители которых выросли в Восточной Германии, не считают ГДР диктатурой, а 50% полагают, что демократия в Западной Германии не была настоящей. Такую «аполитичную» молодежь водят в музей «Штази» (так называли в ГДР аналог советского КГБ) и другие посвященные «проклятому прошлому» музеи, где воссоздана атмосфера допросов диссидентов. Говорят, работает. Из 16 млн. восточных немцев, которые жили при расцвете социализма в ГДР, только 10 — 15% хотят возврата прошлого (хотя и эти цифры — немаленькие).

Но даже те, кто в свое прошлое не хотят, с удовольствием погружаются в царящую в эти дни повсюду атмосферу «остальгии», как это здесь называется (от слова «ост» — восточный). Товары с маркой «Сделано в ГДР» до сих пор пользуются спросом. На очень недешевую (89 евро за час) экскурсию по городу в автомобиле «Трабант» нужно записываться заранее, номера с мебелью и прочим убранством времен ГДР в гостинице «Остель» (постояльцы цепенеют при виде портрета Эриха Хонеккера на стене) все выкуплены. Специализированные интернет–магазины завалены заказами на огурчики из Шпревальда, шампанское «Красная Шапочка» из Фрейбурга, горчицу из Баутцена и даже клуб–колу — выпускавшийся в ГДР аналог «империалистической кока–колы». Для очень многих немцев — это вкус детства и родины, которую они потеряли. Потому что, как говорят результаты все тех же исследований, многие бывшие восточные немцы до сих пор не чувствуют себя своими в объединенной Германии — им кажется, что с исчезновением ГДР они лишились родины. Лихие девяностые были не только у нас: с быстрым переходом восточногерманской экономики на рыночные рельсы закрылось множество предприятий, появились запреты на профессию — множество людей лишились смысла жизни. К тому же до сих пор уровень жизни в восточных регионах ниже, чем в западных (ВВП на душу населения на востоке — только 66% от того же показателя на западе).

Фото РЕЙТЕР
Фото РЕЙТЕР

Но об этом на празднике, конечно, говорить не будут. Как не будут говорить и о том, что накануне праздника выяснилось, что и через 25 лет после падения Берлинской стены 56% немцев не считают себя единым народом. Но мы об этом поговорим обязательно. Сегодня я в Берлине не только ради праздника (хотя и ради него, конечно, тоже), но в первую очередь для проекта «СБ» «Без железного занавеса», в которым мы расскажем о разных аспектах воссоединения Германии и времени после него.

Многие считают падение Берлинской стены главным событием ХХ века. Но мне кажется, что при всей его несомненной важности и символичности, это не совсем так. Потому что если бы не было Второй мировой войны, то Германия и Берлин не оказались бы разделенными. Но для немцев, сами понимаете, Вторая мировая война — воспоминание болезненное, а падение Берлинской стены — радостное. В «холодной войне» они — на стороне победителей. В общем, сложный это праздник. Для многих — со слезами на глазах.

сsbchina@mail.ru
Советская Белоруссия №213 (24594). Четверг, 6 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter