…Прощайте, труба и выхлопные газы

На чем будут работать автомобили будущего?

Вряд ли сегодня кто-то всерьез сомневается, что в будущем по городам и магистралям будут бегать не нынешние дымные дизели и их бензиновые автобратья, а скорее электромобили, в крайнем случае, гибриды. Скажете, это далекое будущее?..

Когда в середине 70-х в мире случился первый топливный кризис, многие автовладельцы стали отказываться от многолитровых и прожорливых гоблинов в пользу машин поменьше. Хоть и опосредованно, но это и был первый шажок к новым технологиям и очищению автомобильных выхлопов. К 90-м мировая общественность обеспокоилась проблемами глобального потепления. При этом каждому стало ясно, что немалый вклад в дело загрязнения воздуха и парниковый эффект вносит постоянно растущее количество автомобилей в мире. В 1992 году в Европе по этому поводу были даже введены экологические стандарты «Евро».

Сегодня автопроизводители нередко идут на различные ухищрения, чтобы соответствовать экологическим стандартам. Раньше для того, чтобы перевести машину из категории «Евро-1» в «Евро-2», достаточно было, по большому счету, поставить вместо карбюратора инжектор. Сейчас карбюраторов на новые машины не ставят в принципе, но и одного инжектора стало мало, чтобы отходы производства из двигателя укладывались в допустимые нормы.

Чего только не испробовали производители для соответствия нормам «Евро». Ставили в автомобили механические инжекторы (форсунки открывались под давлением топлива), потом электронные, позволявшие существенно экономить топливо. В середине 90-х в автомобилях стали активно применять непосредственный впрыск топлива, когда бензин поступал под давлением сразу в камеру сгорания, а не во впускной коллектор, как обычно. Это позволило достигать до 15 % экономии топлива и соответственно делать двигатели более экологичными. Новые системы впрыска требовали, как правило, более качественный и высокооктановый бензин, который также играет не последнюю роль в «букете» выхлопных газов.

Однако довольно быстро производителям стало понятно, что одним только впрыском проблему чистоты выхлопов решить не удастся. К тому же все более жесткие экологические стандарты вынуждали изобретать и внедрять новые технологии.

«Toyota», например, стала одной из первых компаний, двигатели которой стали оборудовать системой изменяющихся фаз газораспределения.

Эффект от использования всех новшеств и систем в совокупности был потрясающим. На холостом ходу мотор научили работать практически на одном воздухе, при этом на низких оборотах он способен выдать «тракторный» крутящий момент, а на максимальных оборотах — невероятную мощность. Раньше таких характеристик можно было добиться от трех разных моторов! При этом двигатель остается крайне экономичным и экологичным.

Это сегодня. Но очевидно, что в какой-то момент и эти технологии исчерпают себя. Специалисты это понимают, как никто другой. Поэтому от традиционных бензиновых двигателей ведущие мировые компании постепенно отказываются.

Еще 10 лет назад сложно было представить, что дизельные моторы станут самыми экономичными и «чистыми», а бензиновые «братья» за ними даже не угонятся. На данном отрезке времени практически каждый производитель обзавелся собственными новыми разработками и автомобилями-гибридами. Очередной технологический виток подталкивает к установке в паре с дизелем и электромотора. Параллельно компании все энергичнее продвигают эти мини-электромобили и автогибриды, несколько лет назад служившие необычными и удивительными декорациями в классических фильмах о космических пришельцах в реальную жизнь. У таких автомобилей действительно выхлопной трубы уже не существует.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter