Прописные истины

Все педагоги еще вчера были одарены огромными букетами и теплыми словами учеников - бывших и настоящих.
Все педагоги еще вчера были одарены огромными букетами и теплыми словами учеников - бывших и настоящих. Отметили небольшим школьным коллективом негромкий свой праздник и разошлись. К будням, проблемам, заботам. Сегодня мы решили воздержаться от традиционных комплиментов - их и без нас скажут, - а попробовать посмотреть на окружающую действительность глазами учителя. Обычного учителя истории средней школы N 81 Минска Елены Федоровны Перевязкиной. Итак, ей слово...

О школе

Педагогический стаж у меня больше 25 лет, потому "диагнозы" могу ставить, так сказать, вполне ориентируясь в предмете разговора. На мой взгляд, главная беда нашей школы в том, что она медленно меняется, очень консервативна. И попытки что-то изменить, предпринимаемые "сверху" - правильные в общем-то попытки, - "внизу" приживаются очень непросто. Но то, что делается, мне нравится. Нравится, что появился выбор: раньше я ставила "пять" и за блестящий ответ, и за "в принципе правильный". "Тройку" - и тому, кто отвечал еле-еле, и тому, кто все-таки немножко владел материалом. С возрастом я стала более лояльна в оценках. И, выставляя ребятам в выпускных классах "пятерки-четверки" (по-старому), говорю, что это - "последний привет из детства". Кто ж их еще пожалеет?.. С высоты своего опыта я понимаю: лучше немного завысить, чем кому-то недодать, жизнь ведь такая непростая. Конечно, учитель - профессия массовая и Сухомлинских на всех не наберешься. Язык не поворачивается требовать от учительницы, замученной безденежьем и неустроенным бытом, понимания и чуткости.

А вообще в школе весело. Редко случается, чтобы на уроке мы с детьми не смеялись. За это живое общение, которого нет, наверное, ни в одной другой профессии, я и ценю учительский труд. Даже несмотря на то, что он давно не кормит. Как человек, которому не на кого надеяться, кроме себя, я давно подрабатываю в свободное время. Называю это "мой бизнес". Он дает возможность работать в школе не только ради зарплаты. И это - фантастическое ощущение, когда ты не зависишь от ставок и окладов. Конечно, так не должно быть. Но я не ропщу, просто преодолеваю создавшуюся ситуацию так, как умею.

О детях

Мне очень нравится это поколение. Конечно, встречаются всякие. Но плохие - они ведь, согласитесь, есть в любом возрасте. А вообще нынешние дети прекрасные - очень живые, у них подвижный гибкий ум. Вот только мы зачастую вносим сумятицу в их головы своими советами. А они-то видят, что жизнь меняется, они-то смотрят на нее совсем другими глазами! И нередко замечают, что мы советуем одно, а сами делаем совсем другое. Может ли бедный рассуждать о том, как стать богатым, а больной - давать советы, как стать здоровым? Многие мои ученики сами пытаются зарабатывать. Девочки подрабатывают дистрибьюторами в косметических фирмах, а мальчишки в 9 - 10-м классе машины ремонтируют. Сидят на уроках, а у них руки мастеровые, от машинной смазки не отмываются. Дети уже на кусок хлеба зарабатывают, и я иногда со своими замечаниями типа: "запиши в дневник", "почему урок прогулял?" кажусь самой себе настоящим мастодонтом... Не от хорошей же жизни они так рано с детством простились. Район у нас - рабочая окраина. И после знакомства с родителями некоторых ребят я смотрю на детей и думаю: "Какое счастье, что вы еще не разучились улыбаться..."

Об истории

История - не сухая книжная строка. Она усваивается только тогда, когда максимально приближена к жизни. Я учу ребят не запоминать урок, а думать над ним. Важны ведь не даты как таковые, важны выводы. В истории при желании можно найти ответы на все вопросы. Главное, чтобы мои ученики это понимали, не считали, что они - единственные и неповторимые, а весь мировой опыт - опыт дураков. Впрочем, как сказал один из политиков, тот, кто в молодости не был революционером, - у того нет сердца, а кто в старости не стал консерватором - у того нет мозгов. Я сама прохожу этот путь, и сейчас, как и большинство людей моего поколения, становлюсь все более консервативной. Но, к счастью, еще не утратила способность понимать нигилизм молодых.

Праздничное

Моя семья День учителя принципиально игнорирует - не поздравляет. Обычно мы с коллегами сами поздравим друг друга, да еще ученики цветы подарят. Ценность же своей профессии я ощущаю не в эти пафосные минуты, а когда с удовольствием иду каждое утро на работу. Здесь жизнь всегда кипит-бурлит. Вроде как и сам рядом с детворой становишься моложе. А к тому, что не сделала карьеру, что после истфака БГУ так и проработала всю жизнь в школе, отношусь философски: я понимаю, что может быть счастливой уборщица, которая делает свою работу с удовольствием, и глубоко несчастным даже самый большой начальник...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter