Прописка на четыре колеса

Как решить проблему парковок, никого при этом не обидев?

Как, решив проблему парковок, соблюсти интересы автолюбителей, экологов и города?

По дороге в спортзал дважды в неделю прохожу через узкий дворик одного из столичных домов. У каждого из шести подъездов и напротив, как селедок в бочке, частных авто. Деревья в зеленой (или бывшей некогда зеленой) зоне выполняют роль разделительных столбиков: между двумя деревьями — одно парковочное место. И так на небольшой территории около тридцати машин. Скромная детская площадка с покосившейся горкой ютится где-то около стены, соседствующей с домом воинской части. Пейзаж, мягко говоря, безрадостный. С одной стороны, можно понять проблему автолюбителей, которым негде припарковаться, с другой — родителей, которым негде гулять с детьми, с третей — страдает экология двора, поскольку масла и другие отходы от авто попадают в почву.

Количество автомобилей в Беларуси растет из года в год. По вполне понятным причинам в этом списке лидирует столица. Специалисты говорят, что за последние 10 лет число автомобилей в Минске увеличилось более чем на 60 %. Сейчас это около 800 тысяч транспортных средств, приблизительно 680 из которых в личном пользовании граждан. На одну тысячу жителей приходится около 400 автомобилей. Много это или мало? Проблема в том, что некогда размещение автомобильных стоянок в белорусской столице формировалось исходя из среднего уровня автомобилизации 50 единиц на одну тысячу жителей. Отсюда нехватка мест хранения. Строительство новых площадок пока проблемы не решает. Город моментально «поглощает» новые машиноместа. Похоже, автомобилизация идет быстрее, чем появляются автостоянки. Пока, отмечают специалисты, с учетом всех имеющихся площадей лишь около 160 тысяч машин обеспечены местами хранения.

В итоге личные авто перебираются во дворы, зачастую закрывая доступ для машин скорой помощи, специального автотранспорта. Даже вывоз мусора становится проблемой. «В 2011 году город принял решение обустройства на открытых площадках дворовых территорий многоквартирных жилых домов покрытий для временного размещения личных автомобилей граждан», — рассказывает заместитель директора ЖЭУ Советского района Минска Алла Ижевская. Но, как поясняет специалист, к такому парковочному месту прилагается ряд условий. Территория должна быть лишенной растительности и разъезженной. Кроме того, не использоваться для хозяйственных нужд. Строительству предшествует встреча с заинтересованными жильцами. Если большинство высказывается «за», дается добро. К слову, до конца года в Минске обещают обустроить одиннадцать тысяч таких новых парковочных мест.

«Администрация района согласует схему размещения, — говорит Алла Ижевская. — Далее мы заключаем договор с владельцем, в обязанности которого входит следить за чистотой парковки». Временное парковочное место во дворе обойдется в среднем в 3—4,5 миллиона рублей. Специалист напоминает: это не стоимость земли. В вашей собственности только покрытие, которое впоследствии можно демонтировать и, скажем, забрать на дачу.

В частности, в Советском районе столицы используют полипропиленовые плиты. По словам Аллы Ижевской, такое покрытие и по прошествии времени выглядит достойно. А что с таким ноу-хау, как экопарковки? Оказывается, помимо благозвучия, с таким покрытием больше проблем, нежели с его плиточным собратом. Экологи констатируют: возможно, наш белорусский климат не способствует его правильной эксплуатации. Если по задумке сквозь решетки должна пробиваться трава, а после отъезда авто парковка должна напоминать зеленый газон, то в итоге мы получаем другую картину. Увы, зачастую дожди, отходы автомобилей приводят к деградации растительного слоя. Так, может, лучше асфальтировать? Оказывается, асфальтированные площадки появляются только как следствие капитального ремонта жилых домов с проведением благоустройства дворовых территорий и только согласно разработанной проектно-сметной документации.

Но обустроенные во дворах стоянки — лишь временное решение проблемы. «Во многом виноват застройщик, — комментирует заместитель генерального директора УП «Гаражи, автостоянки и парковки» Александр Лиштван. — Сегодня по существующему законодательству дома должны проектироваться вместе с парковками из расчета одно место на одну квартиру. Таким образом, стоквартирный дом подразумевает наличие ста машиномест. Но земля дорогая, а, следовательно, каждый пытается извлечь максимум выгоды из своего бизнеса. В итоге может быть ситуация, когда к девятнадцати¬этажному дому прилагается всего шесть машиномест».

Что касается паркингов в новостройках, из-за дороговизны, по словам Александра Лиштвана, они заполняются где-то на 30 процентов. Может ли человек, купивший машину за 5 тысяч, выложить в среднем 18 тыс. долларов на покупку такого места? Впрочем, и аренда стоит здесь недешево, ведь каждый застройщик хочет быстрее вернуть затраченные средства. Поэтому в месяц автовладелец вынужден платить от 300 тыс. рублей до миллиона.

Так что же делать с постоянной «пропиской» автотранспорта? Увеличивать количество парковок вдвое-втрое, возводя новые и реконструируя уже имеющиеся, пересматривая вопросы оплаты за парковочное место. А главное, глубоко проанализировав проблему, подойти к ее решению комплексно, с прицелом на будущее. Ведь ждать, что завтра все автолюбители вдруг пересядут на велосипеды, пока не приходится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter