“Путешествие в обратно” сейчас в моде

Пролетая над гнездом прадедушки

“По несчастью или счастью истина проста: никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне”, — написал в свое время поэт Геннадий Шпаликов. Однако “путешествие в обратно” сейчас в моде. В Беларусь периодически приезжают наследники старинных княжеских и графских родов, чтобы пройтись теми же тропинками, по которым ходили их предки. Любовь к отеческим гробам еще никто не отменял.

В Мирский замок приезжала представительница рода Радзивиллов — пани Эльжбета, выдав порцию убойной критики в адрес самой капризной дамы в истории человечества — истории. Мол, если бы не события 1939 года, не уехали бы из родового гнездышка. Приезжал импозантный Матей Радзивилл. А недавно к нам заглянул Эдуардо Арандо Годлевски — правнук графа Кароля Яна Александра Чапского, градоначальника Минска конца XIX века. Вместе с журналистами и представителями нашего известного пивзавода он, одетый как лондонский денди, открыл на месте родовой усадьбы в Станьково восстановленный исторический комплекс “Остров радости”. Хотя “комплекс” — громко сказано. Беседка в стиле русской усадьбы с колоннами. Обычный новодел.

Приезд правнука Чапского вызвал небывалый ажиотаж в светской жизни Минска. Журналисты разрывали его на части. В тот день в Станьково лил дождь. Даже пиво от спонсора никто, за редким исключением нескольких идейных приверженцев пенного напитка, пробовать не хотел. Господин Эдуардо прочел специальное приветствие на белорусском языке. Слов, честно говоря, было не разобрать. Но главное же в таких мероприятиях настроение. А оно у всех было приподнятое. Пивзавод пропиарился, потомок известного рода смахнул слезу.

Вот только местные жители, пришедшие на церемонию в немногочисленном количестве, стоя под зонтами, кажется, не испытывали особой радости на этом “Острове радости” и смотрели на происходящее с опаской. Своя жизнь и свои заботы читались на их лицах. Не бросали они в воздух чепчики и не кричали: “Барин приехал!..” Уж извините. И чему радоваться? Вполне возможно, что их прадеды были сначала крепостными, и секли их на конюшне. Потом кто-то от зари до зари работал на пивзаводе неутомимого графа Чапского. Потому и к приезду наследника рода отнеслись они настороженно. Вдруг опять погонят в поле лен поднимать? Кто его знает, какие парадоксы может устроить история.

А правнук, погостив, укатил обратно в свой Лондон. Не знаю, воодушевила ли его встреча в Станьково. Шпаликова он явно не читал.

pepel@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter