Адрес на контрамарке привел меня в кафе «Лисья нора». Вот любят барды отождествлять себя с животными, подумал я. Типа они тоже такие белые и пушистые. Все человеческое им чуждо? Это мы тут в суете копаемся, а они — мотыльки, птички, лисички бытия... И названия кафе у них какие–то, как будто Николай Дроздов придумывал: «Лисья нора», «Гнездо глухаря», «Медвежий угол»... Вопиющий эскапизм и этот... как его, дауншифтинг.
В этот вечер в «Лисьей норе» выступал автор и исполнитель Григорий Гладков. Тот самый, который написал песни к популярнейшим мультфильмам мудрого гения Александра Татарского «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег». Не скажу, что хожу по квартире и насвистываю с утра что–то из «Пластилиновой вороны», но лично у меня творчество Григория Васильевича раздражения не вызывает. Наоборот, дядька он живой, духоподъемный, с юмором, не утративший пушкинского взгляда на жизнь.
Тем более что выступления Григория Васильевича в таком формате — настоящий театр одного актера. Между песенками он травит байки, шутит и рассказывает всякие истории. Вот, говорит, на моей родной Брянщине сняли губернатора–ворюгу. А поставили теперь хорошего, с колоритной фамилией Богомаз. Он на картошке, говорят, в прошлом году на своем предприятии «БрянскАгро» заработал 30 миллионов долларов. Так что будем, белорусы, с драниками, не бойтесь. Или, продолжает Гладков, как классно вы придумали в Полоцке установить памятный знак «Географический центр Европы». Тут же можно и свадьбы проводить, и всякие праздники, особенно разводы. Развод в центре Европы — звучит! А из белорусских городов у Григория Гладкова любимые — Могилев и почему–то Новополоцк. Почему — не признался.
Белорусские коллеги Григория Васильевича — Ольга Залесская, Анатолий Длусский и прочие, забредшие в эту «нору», внимали словам Гладкова. Тем более что на их улице теперь праздник — телеканал «Беларусь 3» запустил программу «Дыхание струн», которая каждую неделю воскресным утром будет знакомить зрителей с бардами.
Хотелось, конечно, внести свою ложку дегтя в этот праздник. Лично я глубоко уверен, что паровоз бардовской песни давно ушел. А теперь застрявшие в своих студенческих воспоминаниях о том, как ездили на картошку или весело проводили время в стройотрядах, взрослые дядьки и тетки только морочат людям головы. Ну какой изгиб гитары желтой? Ну выступят в «Дыхании струн» за первые две недели действительно талантливые авторы, которых все знают — Алесь Камоцкий из Минска или Александр Баль из Могилева, а дальше что вы будете делать? Наполнять эфир посредственностями?
Бардовское движение давно обмелело. С одной стороны его потеснил шансон, отобрав значительную часть аудитории — оказалось, что 80% публики все равно, под что хороводить — под Олега Митяева и Новеллу Матвееву или под Вилли Токарева, с другой — остался старый добрый рок — БГ и Би–2, с третьей — пришли новые герои — Макс Корж, Бьянка, «Градусы». И едут к нам на гастроли — Tricky, Ленни Кравиц и Элтон Джон.
Голубой шарик улетел в небо безвозвратно. Обидно ли это? Конечно, обидно. И потому желаю вам добра. Вы — большие дети. Семь баррэ вам под грифом, стройных струн и много–много вечеров в теплых компаниях единомышленников.
Добрый зритель в 9–м ряду.
Советская Белоруссия №178 (24559). Четверг, 18 Сентября 2014.