Прокурорская помощь сельской торговле

Когда походя ругают сельскую торговлю, то, мне кажется, что делают это по инерции...

Когда походя ругают сельскую торговлю, то, мне кажется, что делают это по инерции. Конечно, деревенский магазин райпо далеко не всегда вызывает ассоциации с «Простором» либо «Рублевским» или чем–то аналогичным из сегодняшних роскошных городских супермаркетов. Но то, что крестьянин у нас не ломает голову, где купить продукты либо нужные в хозяйстве вещи, — неоспоримый факт. Спокойно приходит в магазинчик и покупает! Я уже не говорю, что никакие даже самые предприимчивые коммерсанты ни за что не согласятся торговать в отдаленной деревушке, где живут 10 — 12 человек, — на один бензин потратишь больше, чем заработаешь. А коопсоюзовская торговля едет (и в дождь, и в стужу) и спокойно, но постоянно и четко делает свое нужное людям дело. В последние годы Белкоопсоюз наладил дело так, что сельская торговля практически не вызывает у крестьян нареканий. Хотя, разумеется, как и во всяком живом деле, да еще таком своеобразном, у сельской торговли есть недостатки, которые тоже не следует замалчивать. Есть проблемы кадрового характера: прямо скажем, нет очередей для «замещения» должностей продавцов — тяжелая доля, да и оклады невысокие, а требования велики. Есть проблемы с ассортиментом, транспортом. Они–то, проблемы, решаются, но надо понимать главное — сельская торговля в государственном секторе совсем не падчерица, как это было еще недавно. Мне показалось интересным, что проблемы деревенских магазинов заинтересовали прокуратуру, причем речь совсем не шла о выявлении преступлений, как это могло представиться неосведомленному человеку. Прокуратура, используя свое надзорное право, решила проверить весь спектр работы сельмагов. Меня это как журналиста заинтересовало.


В прокуратуре Гомельской области от меня не скрывали: мониторинг соблюдения прав защиты сельских потребителей неслучаен. Речь не о том, чтобы в каждой деревне открыть гипермаркет. Суть в выборе, доступности и качестве обслуживания, которые в идеале не должны зависеть от географии.


Срез торгового обслуживания прокуратура делала вместе с представителями санитарных служб и райисполкомов. Маршрут — и центральные усадьбы, и опустевшие деревни. Прокурор отдела прокуратуры области Ольга Лащенко начинает с вывесок:


— Для нас стало открытием, что верить можно далеко не всем вывескам, которые видишь на сельских магазинах.


Одна из комиссий завернула в деревню Ракшин Светлогорского района. Высадилась у магазина «По пути». На информационной табличке четко просматривалось: режим работы — с 8.00 до 17.00. А когда вникли в документы, согласованные с райисполкомом, выяснилось: другие часы должны быть на вывеске — с 7.30 до 16.30. В каком режиме работает торговая точка, доподлинно известно только местным жителям.


Однако «режимные» вопросы этим не ограничились. Вроде и вывеска в норме, и по бумагам как надо. А дверь на замке средь бела дня. С этим фактом комиссии столкнулись в некоторых сельмагах Буда–Кошелевского, Чечерского, Октябрьского, Кормянского районов. В лучшем случае на дверях обнаруживали объявления вроде «07.09.12 магазин не работает» или «Продавец ушла в больницу».


Для маленьких деревень «магазины на колесах» — это выход. Пусть не каждый день, но у их жителей все же есть право на шоппинг.


Однако последний мониторинг прокуратуры подкорректировал и эту картину. Сбои в графиках — сплошь и рядом. Ждали проверяющие автолавку № 2 Рогачевского райпо в садоводческом товариществе «Калинка». Не приехала. Оказалось, что она проскочила этот пункт назначения и уже торгует в следующей по маршруту деревне — Виричев. Зато в деревне Близнецы этого же района проверяющим повезло больше. Автолавка приехала, опоздав на два часа.


Всякое, конечно, бывает. Поломка в пути, сокращение маршрута по техническим причинам... Вот только не в одном Рогачевском районе, судя по мониторингу, такой «форс–мажор». И в Наровлянском, и в Лоевском его тоже наблюдали. Видели и чем радуют автолавки сельчан. В прокуратуре приводят такой пример:


— Подошли к автомагазину в деревне Малые Коноплицы Рогачевского района. Пищевые продукты там рядом с бытовой химией... Не разделены готовая и сырая продукция. Выяснилось, что и сам продавец не проходил обследование на кишечную группу и паразитарные заболевания, хотя это обязательное требование.


К слову, в рогачевской автолавке проверяющим предложили купить две пачки творога... с истекшим сроком годности. Только это курьезное обстоятельство уже мало кого удивило. «Просрочка» — печальный «хит» сельской торговли.


Магазин Гомельского райпо № 16 в агрогородке Поколюбичи типично сельским не назовешь. Стоит на оживленной трассе. Современные тенденции его коснулись по полной программе: самообслуживание, видеонаблюдение, дискаунтер... В общем, правильнее бы сказать: сельский магазин будущего. Если бы не один нюанс.


В материалы мониторинга прокуратуры он попал из–за просроченных продуктов. Проверяющие здесь увидели приправы, которые продавать было нельзя. Заведующая магазином Наталья Ганцевич удручена:


— Просмотрели, что тут скажешь... Как раз три работника у нас сменились, и кто–то не проконтролировал свой участок. После этого случая за всеми группами товара я закрепила ответственного. Просмотрел срок — будет отвечать конкретный человек.


Главное — уследить. В этом месте, видимо, и сбой. Иначе чем объяснить обилие случаев, когда «просроченные» продукты  остаются на прилавках. Прокурор Ольга Лащенко говорит:


— Мониторинг выявил много нарушений в работе сельской торговли. К слову, касались они и ассортимента товаров, который выдерживается далеко не везде. Всего вынесено 19 представлений, из них 10 — в районные потребительские общества. Более полусотни работников и одна организация привлечены к административной ответственности. Внесены представления в облисполком и облпотребсоюз.


Я разговаривала с некоторыми работниками проверенных магазинов. Сейчас они аккуратно исправляют отмеченные прокуратурой недостатки. Значит сельмаги будут работать еще лучше...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter