Прокатись на нашей "Карусели"

Театральный режиссер Евгений Волобоев - человек сложной судьбы.
Театральный режиссер Евгений Волобоев - человек сложной судьбы. Он бесконечно любит театр, обожает репетиции с актерами, не выносит репертуарные государственные театры. Оттого Евгений внешне похож чрезвычайно, знаете ли, на Моцарта: этакий легкий, воздушный, рыжеватый кузнечик. Порхает от одной сцены к другой, создает в Минске одну, затем другую, третью антрепризу.

Последний проект "Белорусские сезоны" прижился на сцене Дома литераторов - третий год там дают спектакли от Волобоева. Актеры государственных театров легко идут за ним. Во-первых, с этим режиссером интересно работать, во-вторых, Евгений хорошо оплачивает их труд.

В понедельник "Белорусские сезоны" показали премьеру "Карусель" - лирическую комедию по пьесе московского светила, драматурга Николая Коляды. У Волобоева на этот раз получился спектакль жесткий, аналитический, язвительный, с эротическими сценами и матом на всю катушку. Допустим, брань - это, конечно, Коляда придумал. В своих пьесах он всегда превозносит возможности крепких слов и выражений в искусстве. А вот эротика, я бы даже сказала "ляжки", - это почерк Волобоева. Героини Зина (Галина Чернобаева) и Нина (Анна Анисенко) - подружки детства, теперь-то они четвертый десяток разменяли, но раньше, раньше-то они спали в общаге "валетом". Спустя годы встретились - безработная Нина и бизнес-леди Зина. От тоски ли, от безысходности, а может, из бытовых соображений, немолодые женщины снова стали жить вместе в роскошной квартире Зины. Нина пристроилась к подруге детства домработницей. Уж Нина квартиру чистила, массаж хозяйке делала, домашнюю змею (причуда богатой Зины) кормила... Хорошо и весело текла жизнь тетенек, пока Зина не уехала в загранкомандировку, а в это время... Ее квартиру навестил инспектор энергонадзора Миша (Анатолий Терпицкий), дверь ему открыла Нина, естественно. "И начался спектакль - такой смешной, такой счастливый!.."

Если раньше в классических анекдотах из командировки домой не вовремя приезжал муж, то в современных пьесах неожиданно возвращается "хозяйка" квартиры и в собственной постели находит домработницу с каким-то вонючим козлом в дырявых носках...

Что и говорить, героиня Чернобаевой - Зина в коротких джинсовых шортиках и в парике (а-ля Пугачева) может стать кумиром всех феминисток города Минска. Она работает, договаривается, продает, перепродает, шушукается, интригует, очаровывает... Частенько по ходу пьесы выставляет публике свой аппетитный зад, но религия у Зины одна - деньги. "Я буду жрать самую лучшую жратву", и далее в том же духе. Волобоеву важно, чтобы и он сам, и другие понимали его театр. В зале было много представительниц крупного, среднего и малого бизнеса. Когда верещала Зина о своей мужской хватке и своем полном достатке, дистанция между партером и сценой сокращалась донельзя, зрительницы, открыв рот, внимали ее монологу, в зале нависала тишина - "говорящая пауза", - которую так любят Николай Коляда, Евгений Волобоев и режиссеры драмтеатров в принципе.

Образ Нины в исполнении Анны Анисенко - он собирается, если помнить, что актриса Анисенко по профессии клоун. Нина плачет, смеется, танцует и поет - и все одновременно. Удивительная женщина, непонятно, кто она, что и куда идет? Блистателен в роли "вонючих носков" Анатолий Терпицкий. Его Миша - ну такой типичный тихий советский идиот - не знаю, добавил здесь что-то Волобоев или убавил, но Терпицкий в "Карусели" обаятельный лысый мужчинка.

Проекту "Белорусские сезоны" решительно не хватает художника-декоратора Бакста и хореографа Фокина. Постановщик Волобоев, безусловно, авантюрный мыслитель, хоть и стремится к более стильному и проницательному анализу действительности, но под его руками один воздух и актеры, которым часто некуда деть руки. Пространство сцены, ее убранство - оно нищенское, несовременное, его слепили из того, что было, хотя и старались очень. Так, встреча с антрепризой Волобоева - это встреча двух разумов, двух способов чувствовать: можно "сконцентрироваться", "сосредоточиться" и подключить к созерцанию "Карусели" все внутреннее богатство своего существа... А можно к спектаклю относиться как к чему-то очень простому, близкому и дорогому. Мне показалось, в большинстве своем зрители режиссера Волобоева на спектакле отдыхают.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter