Арсений Никольский мог стать художником, музыкантом, театральным актером, спортсменом, но выбрал юстицию

Профи в своей колее

Арсений Никольский мог стать художником, музыкантом, театральным актером, спортсменом, но выбрал юстицию. Причем все способности и таланты, которыми его одарила судьба, пригодились в работе следователя по особо важным делам Гродненского облуправления Следственного комитета.

Арсений Никольский
Арсений Никольский

До получения высшего образования он окончил школу с художественным уклоном, попутно занимался в драматической студии, учился играть на гитаре. Пробовал себя в плавании, несколько лет провел на боксерском ринге, занимался культуризмом, а ныне овладевает искусством каратэ. Что касается служебной характеристики, то о майоре Никольском начальник УСК по Гродненской области генерал–майор юстиции Иосиф Леонко отозвался так: «Это образованный и эрудированный, проницательный и принципиальный, энергичный и решительный офицер. У него прекрасно развита интуиция, имеются аналитические способности. Он относится к универсалам, способным разгадать самую каверзную криминальную головоломку любого толка».

С выбором профессии определился еще в средних классах школы, рассказывает Арсений Олегович:

— Моя мама являлась судьей районного суда, и мне часто доводилось бывать в ее кабинете. Сначала робел, но потом освоился. Стал общаться не только с представителями правоохранительных органов, но и преступниками, пытался понять, что привело их на скамью подсудимых. Не последнюю роль сыграли фильмы о выдающихся сыщиках. Так что после школы однозначно решил учиться на юриста, держа в голове профессию прокурорского следователя. Хотелось посвятить себя расследованию самых серьезных уголовных дел, помогая одним и призывая к ответу других.

Хорошо помню свой первый выезд на место происшествия. Зима, лютый мороз, а тут сразу два промерзших трупа. Версий выдвинули несколько, включая криминальные, но уже после осмотра удалось все расставить по местам. Мужиков не пощадил мороз. Перепили самогона и заснули у леса, не добравшись домой. Впрочем, ждать первого настоящего дела долго не пришлось. Поступило сообщение, что женщина пыталась убить мужа. Нанесла удар ножом в сердце. Лишь чудом тот выжил. Подозреваемая вину отрицала, стал выгораживать ее и потерпевший. Мол, случайно напоролся на нож, который супруга держала в руках. Их можно было понять. Как–никак в семье малолетние дети, которых надо поднимать. С другой стороны, идти на поводу и мириться с ложью не имею права. Моя задача — установить истину. Поэтому пришлось находить контакт и со взрослыми, и с детьми, добиваясь правды. Получилось, причем не последнюю роль сыграло то обстоятельство, что оставил фигурантку на свободе, ограничившись подпиской о невыезде. А ведь мог взять под стражу. В итоге суд признал женщину виновной, но ограничился мерой наказания, не связанной с реальным лишением свободы.

Это уголовное дело открыло для меня непреложную истину: следователь должен быть хорошим психологом. Поэтому книги по психологии по сей день неизменный атрибут моего письменного стола. Представьте, сколько сложностей возникает при расследовании дел о преступлениях на сексуальной почве. Одно из таких, когда гродненец надругался над трехлетней падчерицей. Ребенок едва выжил. Педофил вину не признал, выгораживала его и мать малышки, злоупотреблявшая спиртным. Она даже скорую помощь не хотела вызывать истекавшей кровью девочке. В такой ситуации мне здорово помогли не только эксперты. Крайне важными стали показания двух старших сестричек жертвы, с которыми нашел общий язык, выстроив доверительные отношения. В итоге извращенец отправился на скамью подсудимых и получил максимальное наказание.

— Как–то поймал себя на мысли, что в профессии мне пригодилось все, чему учился, — продолжает Арсений Олегович. — Рисование развило внимание и память. Да и схемы мест происшествий чертить постоянно приходится, с субъективными портретами работать. Крайне важна в работе коммуникативная составляющая, а это язык и речь. Поэтому добрым словом вспоминаю драмкружок. Спорт укрепил уверенность в себе, научил не бояться трудностей. Ну а в общем и целом я нашел свою колею, поэтому служба в радость. Разве что из–за частых и порой продолжительных командировок реже, чем хотелось бы, вижу родных и любимых, прежде всего жену и детей. Их у меня трое — два сына и дочка. Поэтому все свободное время посвящаю им. Со старшим сыном даже в одно время каратэ занимаемся, — улыбаясь, произносит мой собеседник, но договорить ему мешает телефонный звонок.

Извиняясь, Никольский поднимает трубку и быстро меняется. Он сосредоточен и собран. Становится ясно: что–то случилось и без него не обойтись...

Фото автора.

Советская Белоруссия №236 (24617). Четверг, 11 декабря 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter