Количество педклассов в школах страны растет

Профи идут в профиль

Не то чтобы лес рук, а скорее какая-то цепная реакция. Сначала один, потом другой, а потом уже почти все хотят высказаться. По моей просьбе ученики 11-го педкласса минской школы № 126 задали четвероклассникам вопрос: хотели бы вы быть учителями? «Учитель — он самый добрый и всем может говорить разную важную информацию, — робко, а потом бодрее вступает Артем Шевчик. — И при помощи учителя всему можно научиться. Я например, хотел бы быть учителем литературы. Потому что литература — это самый главный урок. Потому что я узнаю много нового». Его одноклассник Андрей Рощеня хочет выбрать профессию педагога, «потому что можно поруководить». Только вариантов у него куда больше: он хотел бы быть учителем математики, астрономии, физкультуры, русского языка, истории. Но почему эти мечты зачастую сгорают к одиннадцатому?

Будущие педагоги Алина ЕРОШЕВСКАЯ и Анастасия ШАМКО проводят урок у четвероклашек.

Помню, как проходило мое знакомство с этой профессией, когда в младшей школе учительница русского языка доверила мне проверять тетрадки одноклассников. Это было ответственно и очень почетно. А еще я понимала: мне доверяют, потому что я хорошо знаю предмет. Потом в класс приходили педагоги, которым хотелось подражать: быть такой же умной, яркой, научиться так же парировать острые вопросы. Но к университету это желание пропало. Наверное, потому, что сверстники, знакомые в один голос говорили: работа сложная, неблагодарная, непрестижная. В учителя идут только те, кто больше никуда не мог поступить. Педуниверситет по остаточному принципу…

Конечно, это было давно. Многое с тех пор поменялось. И все же, как не упустить тех, у кого призвание — учитель? Нужно менять систему профориентации, убеждена заместитель директора по учебной работе СШ №126 Елена Мельникова. «В этом году в 10-й педкласс мы с трудом со всего микрорайона набрали 20 человек. Так быть не должно, — говорит она. — Нужно помогать ребятам определиться с выбором уже в средних классах, чтобы они 10-й класс выбирали не потому, например, чтобы не пойти в армию, а потому, что им это действительно нужно. Должна быть расписана индивидуальная траектория каждого класса, каждого ребенка. Тогда к 9-му мы получим осознанный выбор». 

В средних классах такая работа может лечь на плечи классного руководителя, а также психологов и педагогов-организаторов. Впрочем, «дорожная карта» в рамках страны еще вырабатывается. Зато вот с профильными педагогическими классами все ясно. В том числе в школе №126. Во-первых, в прошлом году учреждение получило статус школы-лаборатории учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования и вошло в число восьми учреждений, ведущих до- и профильную подготовку. Во-вторых, определила свой собственный путь. 

Занятия проходят практически в домашней обстановке

«Мы не гонимся за количеством, — говорит Елена Мельникова. — В нашем 11-м педклассе 17 человек, в 10-м — 15. Точнее сказать, это не классы, а группы. То есть в каждом из классов есть ребята, нацеленные на поступление в педвузы. И они учатся по индивидуальной программе, посещая обязательный спецкурс «Введение в педпрофессию» и углубленно изучая свой профильный предмет, который впоследствии станет профилирующим в университете. Спецкурс мы решили вынести на субботу и для 10-х, и для 11-х классов, чтобы и учитель, и ученики были отдохнувшие и свободные. И могли не просто отбывать занятие, а подходить к нему творчески. Там у нас круглые столы, капустники, в следующую субботу — интернет-игра. Формы интересные и разные». 

Попадаем в школу на второй час спецкурса. Входим в аудиторию и удивляемся: занятие или круглый стол? Фактически домашняя обстановка, по которой, как потом признается одиннадцатиклассник Евгений Дорожко, он скучал все лето. Ребята сидят полукругом и обсуждают, какими качествами должен обладать педагог. «Чтобы быть педагогом, нужно этого хотеть, — делится мыслями его одноклассница Алина Ерошевская. — Если тебе что-то нравится, ты к этому более ответственно, творчески относишься. Дети всегда будут тянуться к учителю, который любит свой предмет». Сама девушка мечтает поступать на факультет специального образования и раздумывает между олигофрено- или сурдопедагогикой. Трудности ее не пугают. Она уже пробовала свои силы в интегрированных классах, которые есть и в школе № 126. «Мне нравится работать с детьми с особенностями, — на секунду задумывается над ответом она. — Они немного другие, чем остальные дети. Им особенно нужны поддержка, помощь, тепло. И мне хочется помогать этим детям освоиться в жизни». 

Одиннадцатиклассница Анастасия Шамко говорит о том, что педагог должен вдохновлять, как это делает их куратор и фактически вторая мама Ангелина Василькова. «С ней хочется работать, общаться на разные темы, — приводит аргументы девушка. — Она очень открытая, яркая личность. С ней интересно, она не боится сказать правду в лицо, что для нас очень важно. Она всегда готова помочь. И мы ей очень доверяем».

Вообще тему доверия между педагогом и учеником ребята вынесли на первое место. И только на второе — подачу материала. Так что в школу в первую очередь идут за теплом и взаимопониманием, а уже затем — за знаниями. Впрочем, в школе № 126 именно так и происходит. «Эти ребята — мои вторые дети, — с нежностью говорит преподаватель спецкурса Ангелина Василькова. — Мы с ними постоянно, и днем и ночью. Они могут позвонить в любое время, если у них какие-то вопросы и проблемы. Мы все решаем вместе. Моя задача — собрать их в коллектив, чтобы они были одним целым. Важно, чтобы ребята раскрылись, почувствовали себя педагогами. Это как малыши, которые учатся делать первые шаги. Сначала идешь с ними, а потом постепенно их отпускаешь, чтобы они шли сами». 

Кстати, с появлением педклассов успеваемость в школе повысилась. И причин тому сразу несколько. И то, что учиться стало намного интереснее, чем раньше, и то, что благодаря делению двух одиннадцатых классов на три группы (одна из них сборная профильная), обучение становится более адресным. «Посмотрите расписание, — показывает нам разбитый на графы лист Елена Мельникова, — вот три урока по биологии. В двух случаях классы указаны, в третьем — нет. То есть речь о профильной подгруппе. Технически это возможно, главное — иметь достаточное количество педагогов, кабинетов и желание. В результате в выигрыше все. Мы проанализировали результаты такой работы: 78 процентов наших ребят поступают в вузы». 

Справочно. В стране открыты более 100 педклассов. И, отмечает ректор Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка Александр Жук, их число во всех регионах страны будет расти. По его словам, в последние годы в БГПУ стало больше поступать выпускников лицеев и гимназий, медалистов. Если в 2014 году в вуз поступили 100 медалистов, то в 2016-м — на треть больше. В целом, по словам ректора БГПУ, интерес абитуриентов к педагогической профессии возрастает. «Молодежь и родители понимают, — говорит он, — что у учителя стабильная работа, хорошие условия труда в оборудованных классах, продолжительный летний отпуск». 

veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter