Профессионал всегда онлайн

О телемедицине

Слово «телемедицина» все чаще на слуху. Однако широкой аудитории по–прежнему не вполне ясно, что же это такое. Мол, это не про нас, а где–то там, на Западе. Среди определений, которые выводят пациенты, самое забавное, будто это и есть «лечение по телевизору». А в реалиях — передача медицинской информации между удаленными друг от друга учреждениями. В одном находится пациент, нуждающийся в помощи, и врач, который просит консультации по его вопросу у более квалифицированного коллеги — эксперта. Причем расстояние между ними неограниченно. Все это, как понимаете, подразумевает крепкий альянс телекоммуникаций, медицины и информационных технологий.


Развитие данного направления для любой страны оптимально не только с точки зрения профессионального подхода, когда одна голова — хорошо, две — лучше. Это еще и экономически выгодно. Прежде всего в интересах пациента. Типичная ситуация: человек живет в глубинке, но ему необходима консультация столичного светила. Считаем: покупка билетов туда — обратно на двоих (ведь больному нужен сопровождающий) плюс расходы на обустройство на несколько дней в столице. Вдобавок временные и моральные издержки — дорога, волнение и пр. А телемедицина помогает решить вопрос на месте без лишних расходов ценного ресурса времени и не менее значимого — финансов, низведя его до уровня оплаты трафика медучреждением. Как говорят врачи, пациенты, которые имели возможность получить такую консультацию, в хорошем смысле «подсаживаются». Ведь в результате имеют качественную услугу без досадных издержек.


Более того, вся необходимая информация может быть отправлена эксперту заблаговременно. И не только сама история болезни, но и оцифрованные изображения: результаты томографии, рентгенограммы, ЭКГ, снимки, полученные под микроскопом. Так, из минских поликлиник, которые имеют цифровые флюорографы, через компьютерную систему уже несколько лет передают рентгеновские снимки в базу данных городского противотуберкулезного диспансера, где специалисты дают свое заключение и отправляют его обратно.


В общем, телемедицина для нас не в диковинку. Более того, создан первый сегмент телемедицинской системы, охватывающей районы, пострадавшие от чернобыльской катастрофы. Это 30 медицинских организаций, из которых 10 учреждений столицы — крупнейшие медицинские республиканские центры, 9 клиник и диспансеров областного уровня, 11 районных больниц. Яркий пример — неотложная неврология, та область, где синхронное консультирование решает вопрос жизни и смерти. Бывает, врачу из района надо незамедлительно определиться по поводу сложного пациента с инсультом: вводить или нет препарат, который растворяет тромб? Ведь к процедуре есть строгие показания, оценить которые доктор с периферии не всегда способен максимально уверенно. Выручают информационные технологии. Так, каждый месяц в телемедицинском центре, который находится на базе 9–й минской клинической больницы, врачи проводят от 10 до 20 консультаций такого рода. Наработан двухлетний опыт онлайн–консультаций, и заниматься ими медики готовы еще активнее.


Врачи начинают работать с новой техникой — телеконсультационными модулями, которые помогают проводить онлайн–лечение. Видеокамера этого устройства дает возможность легко увеличивать изображение. А технические характеристики позволяют размещать ее в любом месте — палате, реанимации или операционной. И если в Европе такого рода устройство стоит порядка 15 — 20 тысяч у.е., отечественный аналог — втрое–вчетверо дешевле. На него уже поступают заявки из районов, областей. Вот вам и перспектива, и задача на ближайшие годы.


И наши специалисты, похоже, к ее решению идут вполне уверенно. Например, сотрудники РНПЦ медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения активно сотрудничают с Объединенным институтом проблем информатики НАН Беларуси. До 2015 года обещают создать единую республиканскую телемедицинскую систему, которая охватит до 70 процентов учреждений здравоохранения страны. Вот исчерпывающий и правильный ответ новомодному увлечению — лечению посредством интернета, пользуясь советами, по сути, случайных прохожих. И доказательство простой истины. Информационные технологии, разумеется, доступны самым широким массам. Что хорошо для общего развития. А когда речь идет о вещах специальных, то тут должно быть главным слово профессионалов. Тогда и польза от их деятельности, как видно, возрастает многократно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter