Продам предприятие в хорошие руки

Как изменились подходы к оценке предприятий в кризисный период?

Второй год экономисты мудрят над разгадкой кризиса, а до сих пор даже окончания рецессии вычислить не смогли. Но как любой сложный ларчик, процесс мирового падения экономики объясняется очень просто. Кстати, первым это сделал Эдуард Успенский, озвучив глубокую экономическую аксиому в споре о покупке коровы дядей Федором и его друзьями: чтобы что-то ненужное продать, надо что-то ненужное купить. Так и с кредитами. До первых обвалов на бирже многие жили в долг: крупные корпорации и небольшие фабрики, индивидуальные предприниматели и потребители… И никто не задумывался, откуда берутся деньги? Кто их вливает в мировую финансовую систему, если все только черпают кредиты? Когда резко подорожали заемные ресурсы, первыми пострадали компании, которые свой финансовый «рацион» строили на максимуме кредитов и минимуме собственных средств. Многим пришлось оперативно решать вопросы дефицита денег. И инструменты слияний, поглощений и смены собственника после некоторого затишья в первые месяцы экономического коллапса были вытащены из чехлов. Сейчас во многих странах происходит перераспределение собственности. Волею судьбы эти глобальные процессы совпали с началом акционирования и разгосударствления в Беларуси крупных промышленных активов. Проблему оценки предприятий в кризисный период обсудили с председателем совета директоров Группы компаний «ИПМ-Консалт» Инессой Падунович.

— На цену бизнеса всегда влияли внешние факторы. Когда большинство рынков стремительно меняется и по объемам, и по ценам, что изменилось в работе оценщиков?

— Кризис изменил не методы оценки, а исходную информацию и прогнозы. Чтобы оценить риски покупки бизнеса и определить норму дисконтирования, необходимо учитывать ряд дополнительных факторов. Если используется сравнительный метод оценки, то необходимо более тщательно подбирать объекты для сравнения. Многие инвесторы спрашивают: как поднять стоимость компании перед ее продажей? Основными факторами стоимости являются фундаментальные показатели и корпоративное управление. К фундаментальным показателям относят факторы операционной, инвестиционной и финансовой эффективности. Корпоративное управление включает рынок корпоративного контроля (слияния и поглощения), систему банкротства, конкуренцию на рынках продукции и факторов производства, институциональную среду, специфические внутриполитические факторы, системы мотивации, принятия решений и отчетности перед инвесторами, структуру кредиторов. И собственник может сделать вывод, чего не хватает в его бизнесе.

Покупатель приобретает будущее компании. Поэтому, если планируется хороший финансовый результат при минимуме рисков и кризисных факторов, покупатель готов платить дорого. Все просто.

— Даже в самых рыночных странах выживание целых отраслей зависит от административного ресурса: заградительные пошлины, программы повышения спроса… Как выделить в результате объективные заслуги компании и государства? Как оценивать риски в такой ситуации?

— Оценщикам стало сложнее работать, но это не значит, что необходимо сложить руки и ничего не делать. При применении доходного метода приходится моделировать будущие доходы от оцениваемого объекта в инвариантных сценариях: пессимистическом, наиболее вероятном и оптимистическом. Сравнительный метод чаще опирается сегодня на цены предложений, а не сделок. При этом приходится применять корректировку на условия приобретения. Рынок немного замер, но сделки совершаются, а значит, принять решение о величине корректировки предложение-сделка можно с достаточной степенью точности. Пивные и машиностроительные предприятия продаются не каждый день. Поэтому надо проанализировать аналогичные сделки в России, Украине, Польше, прибалтийских странах. Сложно оценивать, но можно. Сейчас российские и украинские фирмы активно используют информацию, размещаемую на сайте www.damodaran.com (Асват Дамодаран, профессор финансов, известный в мире специалист в области инвестиционной оценки в том числе). Анализируя сделки и опыт десятков стран, на сайте размещена интересная таблица, которая определяет риски покупателя в зависимости от стоимости компании в сегодняшней ситуации. Если ее цена 200 тыс. – 2 млн., то норма дисконтирования увеличивается на 9,7 %. Это так называемая премия за малую капитализацию. Чем больше таких премий, тем ниже стоимость компании.

— Так стоит ли сегодня «продаваться», если цены на активы объективно поползли вниз?

— Россияне выработали, на мой взгляд, правильный подход: если есть возможность в кризис не продавать производства – этого делать не стоит. Однако есть предприятия, у которых нет шансов выжить. Тогда и происходят на рынке сделки слияния и поглощения в расчете на синергетический эффект. Немало предприятий у наших соседей уже прошли этот процесс. Например, для российских производителей пива более интересны компании с объемами производства не менее 100 млн. дал. Мощность самого большого белорусского завода около 15 млн. дал…

— В последнее время в Беларусь приезжает немало иностранных бизнесменов. Но сделок относительно немного. Что необходимо сделать, чтобы иностранные предприниматели обратили серьезное внимание на наши производства?

— Нельзя говорить, что наши предприятия никому не нужны. Все-таки ряд производств активно модернизировался, внедрялись новые технологии… Но о Беларуси пока еще мало знают на Западе. Необходимо уметь себя предлагать, преподносить. Некоторые директора государственных предприятий боятся инвесторов: ведь если придет частный собственник, он заставит работать. Об этом внутреннем страхе перемен часто приходилось слышать на предприятиях. Несомненно, необходимы и положительные примеры успешного инвестирования. Даже крупные иностранные корпорации зачастую в Беларуси открывают небольшие компании, наблюдают за их работой, присматриваются к стране. Сразу никто большими деньгами рисковать не будет.

— До кризиса много говорили о возможностях белорусских предприятий выходить на IPO?

— Полагаю, это уже следующий этап развития бизнеса. IPO – это инструмент привлечения финансов. А финансовому партнеру необходимо быстро «отбить» деньги и вложить в другой проект. Большинству белорусских предприятий необходим стратегический инвестор, который понимает бизнес, способен вывести его на новый качественный уровень. Другой вопрос, что такие покупатели великолепно разбираются в профильных рынках, отлично понимают стоимость и перспективы белорусских предприятий. Устаревшее машиностроение не завернешь в красивую упаковку и не продашь как новую конфетку. Стратегический инвестор готов платить только реальную цену. Тем не менее идти на глобальный дисконт тоже нельзя. Думаю, что по некоторым ценовым позициям придется пододвигаться…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter