Второй год экономисты мудрят над разгадкой кризиса, а до сих пор даже окончания рецессии вычислить не смогли. Но как любой сложный ларчик, процесс мирового падения экономики объясняется очень просто. Кстати, первым это сделал Эдуард Успенский, озвучив глубокую экономическую аксиому в споре о покупке коровы дядей Федором и его друзьями: чтобы что-то ненужное продать, надо что-то ненужное купить. Так и с кредитами. До первых обвалов на бирже многие жили в долг: крупные корпорации и небольшие фабрики, индивидуальные предприниматели и потребители… И никто не задумывался, откуда берутся деньги? Кто их вливает в мировую финансовую систему, если все только черпают кредиты? Когда резко подорожали заемные ресурсы, первыми пострадали компании, которые свой финансовый «рацион» строили на максимуме кредитов и минимуме собственных средств. Многим пришлось оперативно решать вопросы дефицита денег. И инструменты слияний, поглощений и смены собственника после некоторого затишья в первые месяцы экономического коллапса были вытащены из чехлов. Сейчас во многих странах происходит перераспределение собственности. Волею судьбы эти глобальные процессы совпали с началом акционирования и разгосударствления в Беларуси крупных промышленных активов. Проблему оценки предприятий в кризисный период обсудили с председателем совета директоров Группы компаний «ИПМ-Консалт» Инессой Падунович.
— На цену бизнеса всегда влияли внешние факторы. Когда большинство рынков стремительно меняется и по объемам, и по ценам, что изменилось в работе оценщиков?
— Кризис изменил не методы оценки, а исходную информацию и прогнозы. Чтобы оценить риски покупки бизнеса и определить норму дисконтирования, необходимо учитывать ряд дополнительных факторов. Если используется сравнительный метод оценки, то необходимо более тщательно подбирать объекты для сравнения. Многие инвесторы спрашивают: как поднять стоимость компании перед ее продажей? Основными факторами стоимости являются фундаментальные показатели и корпоративное управление. К фундаментальным показателям относят факторы операционной, инвестиционной и финансовой эффективности. Корпоративное управление включает рынок корпоративного контроля (слияния и поглощения), систему банкротства, конкуренцию на рынках продукции и факторов производства, институциональную среду, специфические внутриполитические факторы, системы мотивации, принятия решений и отчетности перед инвесторами, структуру кредиторов. И собственник может сделать вывод, чего не хватает в его бизнесе.
Покупатель приобретает будущее компании. Поэтому, если планируется хороший финансовый результат при минимуме рисков и кризисных факторов, покупатель готов платить дорого. Все просто.
— Даже в самых рыночных странах выживание целых отраслей зависит от административного ресурса: заградительные пошлины, программы повышения спроса… Как выделить в результате объективные заслуги компании и государства? Как оценивать риски в такой ситуации?
— Оценщикам стало сложнее работать, но это не значит, что необходимо сложить руки и ничего не делать. При применении доходного метода приходится моделировать будущие доходы от оцениваемого объекта в инвариантных сценариях: пессимистическом, наиболее вероятном и оптимистическом. Сравнительный метод чаще опирается сегодня на цены предложений, а не сделок. При этом приходится применять корректировку на условия приобретения. Рынок немного замер, но сделки совершаются, а значит, принять решение о величине корректировки предложение-сделка можно с достаточной степенью точности. Пивные и машиностроительные предприятия продаются не каждый день. Поэтому надо проанализировать аналогичные сделки в России, Украине, Польше, прибалтийских странах. Сложно оценивать, но можно. Сейчас российские и украинские фирмы активно используют информацию, размещаемую на сайте www.damodaran.com (Асват Дамодаран, профессор финансов, известный в мире специалист в области инвестиционной оценки в том числе). Анализируя сделки и опыт десятков стран, на сайте размещена интересная таблица, которая определяет риски покупателя в зависимости от стоимости компании в сегодняшней ситуации. Если ее цена 200 тыс. – 2 млн., то норма дисконтирования увеличивается на 9,7 %. Это так называемая премия за малую капитализацию. Чем больше таких премий, тем ниже стоимость компании.
— Так стоит ли сегодня «продаваться», если цены на активы объективно поползли вниз?
— Россияне выработали, на мой взгляд, правильный подход: если есть возможность в кризис не продавать производства – этого делать не стоит. Однако есть предприятия, у которых нет шансов выжить. Тогда и происходят на рынке сделки слияния и поглощения в расчете на синергетический эффект. Немало предприятий у наших соседей уже прошли этот процесс. Например, для российских производителей пива более интересны компании с объемами производства не менее 100 млн. дал. Мощность самого большого белорусского завода около 15 млн. дал…
— В последнее время в Беларусь приезжает немало иностранных бизнесменов. Но сделок относительно немного. Что необходимо сделать, чтобы иностранные предприниматели обратили серьезное внимание на наши производства?
— Нельзя говорить, что наши предприятия никому не нужны. Все-таки ряд производств активно модернизировался, внедрялись новые технологии… Но о Беларуси пока еще мало знают на Западе. Необходимо уметь себя предлагать, преподносить. Некоторые директора государственных предприятий боятся инвесторов: ведь если придет частный собственник, он заставит работать. Об этом внутреннем страхе перемен часто приходилось слышать на предприятиях. Несомненно, необходимы и положительные примеры успешного инвестирования. Даже крупные иностранные корпорации зачастую в Беларуси открывают небольшие компании, наблюдают за их работой, присматриваются к стране. Сразу никто большими деньгами рисковать не будет.
— До кризиса много говорили о возможностях белорусских предприятий выходить на IPO?
— Полагаю, это уже следующий этап развития бизнеса. IPO – это инструмент привлечения финансов. А финансовому партнеру необходимо быстро «отбить» деньги и вложить в другой проект. Большинству белорусских предприятий необходим стратегический инвестор, который понимает бизнес, способен вывести его на новый качественный уровень. Другой вопрос, что такие покупатели великолепно разбираются в профильных рынках, отлично понимают стоимость и перспективы белорусских предприятий. Устаревшее машиностроение не завернешь в красивую упаковку и не продашь как новую конфетку. Стратегический инвестор готов платить только реальную цену. Тем не менее идти на глобальный дисконт тоже нельзя. Думаю, что по некоторым ценовым позициям придется пододвигаться…