Проблемы за свой счет

Если что-то подкрасить в состоянии любой здоровый мужчина, то уже, например, в деле укладки плитки не обойтись без профессионала.
Если что-то подкрасить в состоянии любой здоровый мужчина, то уже, например, в деле укладки плитки не обойтись без профессионала. В поисках такового листаю страницы рекламных газет, звоню по телефону, указанному в одном из скромных объявлений. Мужской голос на том конце провода радостно называет цену в у.е. за укладку одного квадратного метра. Просит недешево, но что делать? Приходится соглашаться. На всякий случай интересуюсь наличием свидетельства индивидуального предпринимателя и документа, подтверждающего строительную квалификацию. И тут благожелательный тон собеседника моментально сходит на нет, и после пары-тройки невнятных фраз он бросает трубку. Не повезло, нарвался, очевидно, на проходимца. Или, может быть, наоборот, повезло? Гораздо хуже, если бы мы начали выяснять отношения потом, когда пришлось бы переделывать брак.

Показательный в этом смысле случай произошел недавно со столичной пенсионеркой, которой потребовалось покрыть лаком полы. Недолго думая, она позвонила по объявлению в газете, где некий молодец предлагал быстро и качественно решить все подобные проблемы. Вскоре он прибыл и отлакировал в ее квартире все, что требовалось. Благодарная заказчица вручила незнакомцу деньги, и тот исчез за порогом. Однако через некоторое время пол покрылся малоэстетичными белыми пятнами. Не в силах терпеть это зрелище, пенсионерка решила призвать анонимного халтурщика к ответу. В Минском городском комитете предпринимательства и инвестиций, рассматривающем подобные случаи, ей постарались помочь. Однако дело осложнялось тем, что бабушка поверила "хорошему человеку" и не заключила с ним договор на выполнение ремонта. То есть никаких документов не осталось. Кроме номера телефона в рекламной газете. По этой зацепке удалось установить рекламодателя - некоего минчанина. Он оказался даже не предпринимателем, а, говоря юридическим языком, просто физическим лицом и при этом наотрез отказался от своей причастности к лакировке полов. Зачем же тогда давать объявление? Об этом, мол, попросили друзья. Вот и весь сказ. В общем, осталась пенсионерка ни с чем, хотя могла бы продолжить гражданский спор в суде.

Как объяснила главный специалист отдела по защите прав потребителей комитета Ирина Барышникова, халтурщик допустил как минимум три правонарушения: сокрытие налогов, недостоверная рекламная информация и явное пренебрежение законодательством о защите прав потребителей. Правда, районная налоговая инспекция, взявшая это дело под контроль, местонахождение "лакировщика" до сих пор установить не смогла. Такие конфликты сегодня, увы, - не редкость. Граждане приглашают домой неизвестно кого, стесняются спросить документы, а потом, подарив халтурщику денежки, начинают обивать пороги различных инстанций в поисках справедливости. За 2001 год только в Минский городской комитет предпринимательства и инвестиций поступило 388 обращений от жителей столицы, недовольных качеством покупок или услуг. Все это крайне сложные с юридической точки зрения случаи, поскольку пострадавшие, как правило, не имеют ни чека на товар, ни договора на выполнение работ. Однако результативное досудебное разбирательство (так это называется) возможно только при наличии документов.

Между тем газеты пестрят объявлениями типа "продам холодильник, морозильник, телевизор, муз. центр". Причем анонимные торговцы, как правило, не могут пригласить вас в свой магазин, а предлагают привезти выбранный товар прямо на дом. Казалось бы, быстро и удобно. Но здесь может приключиться та же самая неприятность: неизвестно кто продаст вам неизвестно что, и потом ищи его! Чтобы не угодить впросак, следует попросить телефонного диспетчера доставить вместе, например, с приглянувшимся телевизором лицензию на розничную торговлю, свидетельство индивидуального предпринимателя и сертификат соответствия, советуют специалисты по защите прав потребителя. Ксерокопии не принимать! Если собеседник откажется, значит, и от покупки лучше отказаться. Себе дороже. Не исключено, что при возникновении проблем вы уже никого не обнаружите по отзывчивому прежде номеру телефона. Если же вам категорически не повезло и в договоре на выполнение услуги или документе произвольной формы на проданный товар о предпринимателе записана "липа", то тогда путь один - в милицию. Налицо чистой воды мошенничество.

В общем, рядовому покупателю следует семь раз отмерить, прежде чем один раз приобрести по объявлению что-либо дорогостоящее. Не лучше ли заплатить немного дороже, но купить товар в магазине? Этот выбор каждый для себя должен сделать сам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter