Призрак клипомании

Видеоклипы — фон или отдельное искусство? Вот в чем вопрос...
Видеоклипы — фон или отдельное искусство? Вот в чем вопрос...

Я не передача «Культурная революция», а то предложила бы тему: «Белорусские видеоклипы — самые лучшие в мире». И полетели бы стаи упреков на обновленный сайт нашей газеты. Но провокации — не наш метод. Обойдемся малой кровью: признаем, что белорусские видеоклипы — это продукт по меньшей мере однообразный, скучный, малобюджетный и попросту мрачный. На фоне усилий зарубежных музыкантов ролики наших артистов выглядят... Да никак они не выглядят. За последний год у нас было снято примерно 40 видеоклипов. И, по–моему, только два из них стали небольшим приключением для ума — это ролик группы «Тяни–Толкай» «3000 шагов» (режиссер Александра Бутор) и видео «Bez Bileta» «Шла дальше» (режиссер Татьяна Кушнер).

Как так получилось, что лучшие отечественные клипмейкеры — девушки и что это дает нашему шоу–бизнесу? Мы пригласили молодых режиссеров Александру Бутор и Татьяну Кушнер поделиться своими мыслями по этому поводу в новом проекте «СБ» — «Контрвью». Г–жа Бутор, конечно, станет утверждать, что белорусские клипы — вполне коммерческие и прогрессивные. Ролики «от Бутор» крутятся на всех отечественных телеканалах. Саша переживает хорошие времена бума и подъема, когда многие артисты мечтают с ней работать, несут новые фотки, нотки, песни... Заказов — уйма. Сам Алексей Хлестов, говорят, не удержался, клюнул на модный брэнд «Бутор»...

А вот Татьяна Кушнер, наоборот, снимает некоммерческое видео. Она считает, что каждый видеоклип должен быть произведением искусства. Увы, из пяти снятых ею роликов для группы «Bez Bileta» только два были допущены к эфиру. Наши телебоссы пока не считают клип идеальным местом для фантазий режиссера. В подходящем для эфира клипе, вы знаете, на заднем плане обязательно должны присутствовать красотки. И желательно, чтобы их хореографические действия захватывали с первого кадра (смотреть все клипы группы «ВИА Гра»).

— Как считаете, девушки, может, и правда не стоит заблуждаться по поводу видеоклипов? Какое они могут иметь отношение к искусству? Так себе, фон для современной жизни. Это в прошлом веке клипы «Роллинг стоунз» или «Битлз» должны были переворачивать сознание, совершать революцию... А сейчас–то чего? Видеоклип — это не более чем коммерческая витрина известных зарубежных веяний моды и стиля. Как правило, самые популярные клипы исполнены в виде фотосессии.

Татьяна Кушнер: У нас и в России, мне кажется, зациклились на клипах с загадочными интерьерами и красивыми девушками, которые модно одеты и манерно двигаются. Возможно, именно такие клипы приносят много денег тем, кто их ставит в ротацию. Просто наши телепродюсеры пока не наигрались в коммерцию. А в западных странах, где люди меньше думают о пропитании, как раз тратят много денег на искусство, именно на поиски новых его жанров... Мои клипы долго не брали в ротацию на местные телеканалы с формулировкой: «У вас получилось какое–то экспериментальное видео. Наша аудитория его не поймет». А например, мой клип «Шла дальше» участвовал в конкурсной программе престижного фестиваля HAFF в Голландии (его соперниками там были ролики групп «R.E.M.», «Radiohead» и «Offspring»). Так после мероприятия организаторы вышли со мной на связь и пригласили видеоклип «Шла дальше» к участию в международных анимационных фестивалях Австралии, Новой Зеландии и Англии. Я думаю, что и наша аудитория не так глупа, как это представляется некоторым владельцам музыкального телерынка. Белорусы истосковались не только по новым видеоклипам, вообще, по–моему, публика постоянно ждет новую музыку и новую культурную реальность.

Александра Бутор: Я с вами не согласна. Да, все клипы, которые я сняла, вышли в эфир, хотя в них нет и намека на танцующих полуголых красоток. В каждом новом клипе я пробую разные жанры. Например, для группы «Лекарство от меланхолии» сняла вестерн, для «Тяни–Толкая» — мелодраму, сейчас вот Вячеславу Сикоре буду снимать клип–ужастик по мотивам игрового фильма «Люди–кошки». У меня нет желания снимать клипы ради искусства, «в стол», как говорится. Клипы для того и существуют, по–моему, чтобы выходить в эфир и раскручивать новую песню. Иногда, конечно, мне хочется снять что–то для души, но не клип, а фестивальное кино. Только времени не хватает — много заказов.

— А чей клип произвел на вас сильное впечатление?

Татьяна Кушнер: Если не культурный, то интеллектуальный шок наверняка я пережила от просмотра клипа «Radiohead» — «Just». Это была история про человека, который лежал себе как–то посреди улицы, а вокруг него постепенно скапливалась толпа, и люди мучили его вопросами: «Все ли с вами в порядке?», «Чем вам можно помочь?», «И вообще, по какому праву вы лежите именно здесь, посреди улицы?» Уставший от вопросов парень что–то ответил всем этим людям, и уже в следующем кадре они улеглись рядом с этим человеком и все вместе смотрели в небо. Очень долго эта история не выходила у меня из головы.

Александра Бутор: А мне нравятся последние клипы Витаса. В них столько смысла и драматургии! У нас так снимать не умеют. Даже я так снимать не умею. Потому что школы клипмейкерства у нас нет и профессия достаточно новая для Беларуси.

— Так что, мы на пороге клипомании, по–вашему? У нас только–только все начинается?

Александра Бутор: Я считаю, во многом благодаря проектам канала ОНТ мы стали узнавать наших артистов «в лицо». До этого ведь мы и не знали никого, кроме «Ляписа Трубецкого». И клипмейкер у нас был всего один — Владимир Янковский. (По большому счету, он пока и остается единственным нашим солидным клипмейкером, у которого ролики, во–первых, масштабные и, самое главное, крупнобюджетные.) Но как раз сегодня на поверхность всплывает много талантливых артистов. Я уверена, что вместе с ними в шоу–бизнес придут и режиссеры, и у нас, как это случилось в России несколько лет назад, начнется реальная клипомания. Но к этому времени я бы хотела уже иметь свою студию, чтобы не зависеть ни от кого в своей работе. К сожалению, на телестудии, где я сейчас работаю, в мой сценарий очередного клипа могут легко «влезть» со своими идеями не только руководители, но даже бухгалтеры студии. Меня это сильно утомляет.

Татьяна Кушнер: Я согласна с Сашей, что с каждым годом число видеоклипов у нас будет расти. Это неизбежно. Весь мир живет по законам, что хорошая песня плюс хороший видеоклип — это лучше, чем просто хорошая песня. Мы все идем к одному — и Саша Бутор, и я, и другие более–менее заметные в стране клипмейкеры. Главное, чтобы у наших роликов появились одновременно и качество, и содержание, и форма. Пока, на мой взгляд, кому–то из нас удается качество, у кого–то в клипах получается форма. А вот чтобы и то, и другое, и третье — с этим беда. Думаю, нам стоит как–то объединить свои умения и учиться друг у друга.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter