— Передача земли должна приносить государству экономическую выгоду. При этом нужно исключить излишние административные барьеры и чрезмерную бюрократию, — именно этот тезис Президента, на мой взгляд, наиболее емко отражает суть государственной политики по земельному вопросу. Президент всегда крайне щепетильно к нему подходит и нещадно критикует чиновников за нерациональное использование земельного фонда.
Было время, когда вопросы предоставления земель очень жестко регулировались и с мест летели жалобы и просьбы ослабить контроль, дабы не отпугивать инвесторов. Президент пошел навстречу председателям облисполкомов, разрешив им самим принимать решения по выделению земельных участков. Однако впоследствии был вынужден отказаться от этой практики и объяснил почему:
— Отдачи ноль. Под Минском «вырезали» 300 гектаров самой плодородной земли и отдали непонятно кому. До сих пор что–то там строят. Таких примеров уйма. Земля — это богатство страны, и губить его никому не позволено, потому что оно не нам принадлежит и даже не нашим детям. Оно принадлежит будущим поколениям.
Вместе с тем Александр Лукашенко не исключает возможности внесения изменений в законодательство. Принцип один: семь раз отмерь — один раз отрежь. Все должно быть взвешено и просчитано. Причем в буквальном смысле, если речь идет, например, о защите прав граждан. В частности, проектом указа четко определяются сроки возмещения землепользователям убытков в случае изъятия у них участков и сноса недвижимых объектов. Для сокращения сроков предоставления земель две процедуры — отвода и установление границ на местности — объединяются в одну.
Председатель Государственного комитета по имуществу Андрей Гаев обратил внимание на еще одну проблему, которую поставила сама жизнь:
— Генпланы по развитию территорий у нас утверждаются на длительный период. В результате возникают случаи, когда граждане или юридические лица хотят улучшить принадлежащие им объекты недвижимости и сталкиваются с вопросами получения разрешений на такое улучшение. Поэтому в проект указа мы заложили норму о том, что собственники смогут проводить реконструкцию здания, благоустраивать участок, улучшать недвижимое имущество независимо от утвержденных генпланов.
Однако либерализация законодательства не должна создавать лазейки для махинаций с землей. Одно дело, когда земля выдана для строительства производства, и совсем другое, если на этой территории потом вырастают особняки. Важно исключить саму возможность для подобных «трюков». Для этого органам власти на местах надо заранее думать о целевом назначении выделяемых земель и возводимых на ней объектов. Давно пора навести порядок и в работе с теми инвесторами, которые заняли земельные участки и не исполняют свои обязательства.
В ближайшее время проект указа доработают и внесут на подпись Президенту. Одновременно будет усовершенствован алгоритм работы с пустующими и ветхими домами не только в сельской местности, но и в городах.
konon@sb.by
Советская Белоруссия № 13 (25148). Пятница, 20 января 2017