Притяжение большого экрана

Сегодня Игорь Сукманов очень близко подошел к черте, за которой перед белорусскими зрителями откроется возможность смотреть так называемое кино без границ.
Сегодня Игорь Сукманов очень близко подошел к черте, за которой перед белорусскими зрителями откроется возможность смотреть так называемое кино без границ. Переступить такую черту гораздо сложнее, чем, собственно, ее найти и увидеть. Здесь и сейчас мы попытаемся обсудить вопросы нашего кинорынка.

Закончив ВГИК по курсу кинокритики и пройдя стажировку в Сан-Франциско, Игорь вернулся в Минск, чтобы рассказывать слушателям "Радио "Би-Эй" об эксклюзивных новостях кино. Он содействовал прокату фильма "Танцующая в темноте" в столичных кинотеатрах и сегодня носит в своем портфеле список других фильмов, которые могут оставаться не в желудке, а точно в сердце зрителя. Но такие картины нужно...

- Нужно что?

- Мало привезти в Минск арт-хаус. Во-первых, нужно с любым из натуральных фильмов работать: писать о нем, говорить, рассказывать и показывать в СМИ. Голливуд, например, раскручивать не нужно - он сам о себе отлично беспокоится и виртуозно рекламирует свои проекты. В Европе таких "бесхлопотных" режиссеров всего два - Ларс фон Триер и Люк Бессон, которые умеют постоять за свои фильмы и мгновенно найти своего зрителя. Вся остальная кинопродукция - не менее любопытная и качественная - нуждается в рекламе. Во-вторых, неплохо бы иметь конкретный кинотеатр, чтобы зритель понимал: именно в этом помещении, а не где-то в другом измерении демонстрируют независимое кино. Хотелось бы открыть утром газету и бросить уверенный взгляд на конкретный кинозал, зная, что там всегда показывают фильмы определенного качества. И не важно, если в таком зале не будет аншлага.

- А для чего вообще арт-хаус здесь нужен?

- Это если мы хотим жить в контексте всего мира и пользоваться любой из его услуг. Если мы говорим, что Минск - это полноценный культурный центр, то он должен удовлетворить любую духовную потребность. К сожалению, наш легализованный прокат сейчас не в состоянии дать полную картину того, что происходит в мире кино.

- Хорошо. Конкретно ты мог бы заняться организацией нашего арт-хаусного досуга?

- Для этого необходимы хватка и связи, и определенная благоприятная среда. Кино - это чистой воды бизнес. Арт-хаус - это частный бизнес, поскольку в Москве сегодня это направление вытянули и сделали популярным непосредственно частные лица. Как мне кажется, на данном этапе для Минска вполне достаточно строить прокат независимого кино через российский рынок. Все равно еще долгое время мы не сможем посещать Берлин и Канны, чтобы приобретать фильмы из первых рук. Россия идет сегодня по пятам мирового кинорынка, строит мультиплексы, кинотеатры определенного жанра, и на фоне наших дружеских отношений Минск мог бы приобретать целый ряд толковых кинолент. Кроме всего прочего, прокат арт-хауса в России уже сегодня приносит прибыль. Кризис массового кино начала 90-х, когда народ предпочитал смотреть видеокассеты, уже миновал. Теперь зритель окончательно утвердился во мнении, что большой экран незаменим, и на этот счет существуют целые теории. В Америке и Европе, например, на модный фильм нельзя достать билет в течение нескольких дней. У нас в кинотеатры вернулась пока только молодежь, и сейчас очень важно привлечь к большому экрану самого неподвижного и взыскательного зрителя, отравленного когда-то третьесортной чепухой.

- Думаю, арт-хаус тоже не совсем массовая стихия.

- Но для любителей качественного кино сейчас и в Минске, и в провинциях сложилась самая благоприятная ситуация. Кинотеатры оснащены современной звукосистемой, где мы имеем возможность смотреть того же "Гладиатора", "Сонную лощину" - все самые достойные и популярные в мировом прокате голливудские фильмы.

- Что ты думаешь о белорусском кинематографе?

- Появляйся на нашем большом экране регулярно кино должного уровня, тогда и белорусский кинематограф мало-помалу выходил бы из кризиса. Наши мастера не научились пока создавать фильмы ради их проката, участия в фестивалях. Бог с ними, с Каннами, кинофестивалей в мире тьма, но в них белорусы не принимают участия, поскольку нет мастеров, способных претендовать даже на уровень среднего европейского кино. А ведь линия того же национального арт-хауса сегодня очень приветствуется и в Европе, и в мире. Белорусским кинематографистам необходимо встать хотя бы на этот уровень, чтобы в дальнейшем решать вопросы не только кредитов в понимании денег, но и кредитов доверия.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter