В Беларуси более ста территорий имеют «изумрудный» статус

Пришло время возлюбить волков

Когда серый волк, находясь где-то на расстоянии вытянутой руки, заглядывает тебе в глаза своим мутным взглядом — испытываешь почти первобытный ужас. Ну, как-то не складывались у человека отношения с ним испокон века. Столбняк проходит лишь где-то через минуту — все же между нами металлическая сетка вольера Березинского биосферного заповедника. Понимаешь, что ни этот смельчак, ни три вглядывающихся в даль его собрата тебе не угрожают. Любопытно, что в то время, когда этих хищников у нас активно истребляли, Западная Европа этот вид всячески пыталась сохранить. Сейчас и волк, и медведь, и рысь, и многие другие обитатели белорусских заповедных лесов, которые вошли в так называемую «Изумрудную сеть», получат охранный статус.

В то время как у нас волка активно истребляли, Западная Европа
 этот вид всячески пыталась сохранить

Сегодня в лесах Березинского биосферного заповедника можно встретить и гиганта лося и кроху зайца, услышать ревущего благородного оленя, вызывающего на бой соперника, — ведь сейчас время гона. Живут здесь и около 40 бурых мишек, которые, разбредаясь по всей территории, добираются даже до Бегомля. Кстати, у медведя сразу два охраняемых статуса — европейский и наш, местный, поскольку этот хищник записан в нашу Красную книгу. Но на севере страны он себя чувствует неплохо и даже размножается. А это, по словам заместителя директора по научно-исследовательской работе Березинского биосферного заповедника Валерия Ивковича, первый признак того, что ему здесь комфортно. «Если корма мало, медведица приносит одного малыша, — рассказывает он. — Если достаточно, потомство может вырасти до двух-трех».

Гости Березинского биосферного любуются красотами заповедного леса

Конечно, в заповеднике много работали над спасением редких видов и до получения «изумрудного» статуса. Но и его лишним не считают. Кроме того, Березинский был в тройке пилотных территорий, на которых отрабатывались основные принципы сети. Помимо них, этой чести удостоились Беловежская пуща и заказник «Споровский». За восемь лет реализации проекта в «Изумрудной сети» — более ста ценных территорий, которые интегрируются в аналогичную европейскую сеть — «Натура 2000», которая вполне успешно работает в ЕС уже на протяжении двух десятилетий. 

Валерий Ивкович выводит нас на экологическую тропу заповедника. Звенящую тишину то и дело нарушают птицы. Кстати, здесь обитает более 50 видов пернатых и 7 видов млекопитающих, ценных в масштабах Европы.Все мы слышали о зубре, медведе, рыси и других здешних обитателях. Но и это не все. Ученые обнаружили ряд находок, о существовании которых в заповеднике раньше не знали. Это, например, «обитатели» Красной книги Беларуси осока болотолюбивая и малоцветковая. А еще здесь нашли шесть мест произрастания грибов фомитопсиса розового, ценных и для нашей страны, и для всей Европы. 

Советник директора агентства по охране природы и
ландшафта Чехии Ян ПЛЕСНИК и другие иностранные гости
в восторге от белорусской природы.

Чего мы ждем от членства в «Изумрудной сети»? Повышения престижа наших охраняемых территорий, распространения знаний о них за рубежом, притока туристов, а значит, и дополнительных средств в бюджет. Пока в числе гостей Березинского биосферного заповедника большей частью иностранные специалисты, студенты, которые хотят познакомиться с уникальными растениями, животными, провести исследования. Но эту аудиторию, убеждены здесь, нужно расширять. Параллельно решая ряд проблем, в том числе с гидами, которую, кстати, испытывают многие охраняемые территории в нашей стране. Ведь идеальный гид — это не просто человек, владеющий языками, но и имеющий большой багаж знаний по биологии, зоологии, экологии. Иначе и смысл перевода потеряется.

Заместитель директора Березинского биосферного заповедника Валерий ИВКОВИЧ
«изумрудный» статус лишним не считает.


Помимо привлечения иностранного туриста, «Изумрудная сеть» дает возможность использования международных финансовых средств для сохранения ценных видов. А еще это возможность решать проблемы всем миром, задействуя другие страны — «звенья» сети. Такое сотрудничество в рамках «Натуры 2000», делится информацией советник директора агентства по охране природы и ландшафта Чешской Республики Ян Плесник, помогло этой стране вернуть волка, которого здесь не было с 90-х годов прошлого века. «В этом нам помогли специалисты с заповедных территорий Словакии, — говорит он. — А еще благодаря международному статусу мы смогли выделить для него и охранять территорию более чем в тысячу километров квадратных». 

Гости из шести «изумрудных» стран знакомятся с экспозицией музея заповедника.

О важности свободной миграции животных говорит и эксперт Совета Европы по созданию «Изумрудной сети» Отарс Оперманис: «Сети «Натура 2000» и «Изумрудная» будут логическим продолжением друг друга. Скажем, если есть охраняемая территория на границе государств, не должно быть так, что с другой стороны на территории прилегающего государства она превращается в автобан». 

То есть в идеале какой-нибудь белорусский мишка или тот же великан-зубр смогут беспрепятственно прогуляться и вернуться назад с территорий соседних стран. Возможно, даже с потомством. И наоборот. Ученые в этом видят только плюсы. 

veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter