Шакалы, богомолы, тарантулы — кого еще нам ждать?

Пришли, чтобы остаться

На днях в Берестовицком районе возле деревни Красное автомобиль сбил то ли собаку, то ли волка. Несколько необычный вид жертвы заставил водителя связаться с представителями местного охотхозяйства. Охотовед Волковысского лесхоза Николай Пронин, приехав на место ДТП, был немало озадачен. Зверь оказался шакалом. То, что перед ним именно этот невиданный в наших местах хищник, понял сразу: во время службы в Средней Азии охотоведу с шакалами доводилось встречаться не раз. На всякий случай отправил фотографии в Академию наук, где подтвердили догадку. Корреспондент “НГ” выяснял, был ли шакал случайным “гастролером” или намерен поселиться в нашей стране.

В  Пограничном сельисполкоме Берестовицкого района, на территории которого хищник неудачно выскочил на трассу, о находке уже знают все. Однако до этого случая, утверждает управляющая делами Наталья Труш, с редким зверем никто не сталкивался. Это неудивительно. Не будучи экспертом, отличить шакала от недоразвитого волка или бродячей собаки довольно сложно. Как раз в последнее время кто-то повадился резать деревенских коз и овец в стойлах. Грешили на волков.



Николай Пронин на каждый сигнал от ограбленных сельчан выезжал лично. Также полагал, что орудует пара волков. Охотники делали засады, но без результатов. Смущало их то, что никак не могли обнаружить следы серых хищников даже сразу же после нападения.

— Теперь я склонен думать, что обижали местных шакалы, — пересматривает свою точку зрения Николай. — Их следы очень похожи на собачьи, внимания на них мы попросту не обращали.

В том, что по району бродила не одиночная особь шакала (может быть, ктото из домашнего вольера выпустил!), а целая микропопуляция, охотовед не сомневается. Задавленная на дороге самка была так называемым сеголетком, ни одной зимы повидать не успела. Значит, как минимум одна пара шакалов прижилась в стране и вывела потомство.

Пока что по просьбе ученых голова добытой самки шакала находится в морозильной камере Николая Пронина и ждет дальнейшего изучения. Заведующий лабораторией гидробиологии НПЦ по биоресурсам Национальной академии наук Виталий Семенченко, изучающий чужеродных для нашей страны представителей фауны, уже в курсе неожиданного открытия:

— Этот зверь — явно не “гастролер”. Он пришел на нашу территорию вслед за потеплением климата, чтобы остаться навсегда. Появление шакала у нас было легкопрогнозируемо. Например, этот вид уже давно обнаружен в странах Балтии — Эстонии и Латвии. Там его даже включили в перечень охотничьих видов. 

По сведениям ученого, численность нового вида пока что крайне мала. Но при благоприятном стечении обстоятельств количество шакалов в стране может увеличиться взрывным образом. И стоило бы уже сегодня задуматься о перспективах подобных миграций. Тем более что природные регуляторы в случае с новым хищником вряд ли сработают: кроме волка, у этого достаточно крупного и к тому же всеядного зверя врагов в природе нет.

Впрочем, Виталий Семенченко пока что в самом факте появления нового вида хищника в лесах страны ничего криминального не видит. Наша природа и не такие нашествия видала. Более того, есть ряд пришельцев, которых следует ждать ненамного позже шакалов. Например, ученые предсказывают скорый визит “с целью ПМЖ” канадских бобров. Когдато завезенные из Канады в Карелию, эти грызуны уже уверенно оккупировали Ленинградскую область и стали попадаться даже на Псковщине, практически у наших границ.

В течение 5 лет эксперты предсказывают приход с территории Украины солнечного окуня — агрессивного хищника, способного изрядно проредить ихтиофауну рек и водоемов. Недолго, видимо, осталось ждать очередного вида бычков. А еще бугской дрейссены — страшного своим стремительным размножением моллюска, выводящего из строя шлюзовые системы и провоцирующего буйный рост донных водорослей.

— Сегодня на территории нашей страны встречаются отдельные виды флоры и фауны со всего мира — Новой Зеландии, обеих Америк, Южной Европы, Азии и так далее, — даже не пытается скрасить ситуацию Виталий Семенченко. — Иногда чужеродные виды завозят с самыми благими намерениями, чаще — не зная всех последствий инвазии.

Так было с вытесняющей аборигенного барсука енотовидной собакой, уничтожившей свою европейскую “сестру” американской норкой, составляющим конкуренцию аборигенам и разносящим чуму американским полосатым раком. Можно вспомнить и обжигающий борщевик Сосновского, и травящий все на своем пути золотарник канадский. А ведь эти растения — прямо “божьи одуванчики” по сравнению с прорывающейся прямо сейчас на юг страны полыннолистной амброзией, поголовно вызывающей у местного населения тяжелые аллергические болезни.

Далеко не все пришельцы могут чувствовать себя в нашем климате комфортно. Например, замеченный в конце зимы на Чигиринском водохранилище кудрявый пеликан просто промахнулся с курсом назначения. Птица не сможет прижиться в наших климатических условиях. То же касается и нашумевших в свое время пираний и панцирной щуки родом из Амазонки. Рыбы были выпущены из аквариумов и обречены на гибель в течение первой же зимы. Случается, к нам залетает саранча. Несмотря на то что подобные случаи фиксировались еще в XVI веке, до сих пор это бедствие страну минует. Для насекомого у нас попрежнему слишком суровый климат.

— У нас никто не подсчитывал ущерб от инвазии животных и растений, хотя следовало бы, — убежден Виталий Семенченко. — Приведу всего несколько цифр. По данным Всемирного банка, ущерб от инвазивных видов в США достигает немыслимой суммы 120 миллиардов долларов в год. В Бразилии — 60 миллиардов. В Китае только от чужеродных растений ущерб оценивается в 40 миллиардов долларов в год. Поэтому уже сейчас нам нужно отнестись с особым вниманием к появлению чужаков. Пока единичные факты не стали массовыми.

Тайна чупакабры

Если ученые привыкли иметь дело с фактами, то простые сельские жители зачастую склонны компенсировать недостаточное знание зоологии домыслами и догадками. Так в свое время на территории нашей страны появился один крайне редкий и поистине неуловимый чужеродный зверь — чупакабра.



Вопреки всем легендам специалисты этого белорусского вурдалака сразу же вывели на чистую воду. По мнению Виталия Семенченко, кур и кроликов у хозяев убивал, скорее всего, обычный лесной хорек. У зверька давно известная страсть — душить все что шевелится и уж во всяком случае, намного больше того, что в состоянии съесть. В то же время на облетевших практически все новостные ресурсы фотографиях убитой чупакабры специалисты опознали больную стригущим лишаем или другой, вызывающей выпадение шерстного покрова, болезнью енотовидную собаку.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter