Принципы Владимира Шутова

Транспорт, как известно, это источник повышенной опасности...

Романтик и непоседа, Владимир Шутов с юных лет стремился увидеть мир, прочувствовать, как люди проходят те или иные испытания. Например, Севером. Для этого уроженец Орши В. Шутов после окончания школы уехал в г. Кандалакшу Мурманской области, затем перебрался в областной центр. Работал токарем в порту, секретарем комитета комсомола алюминиевого завода, начальником отдела кадров на этом предприятии. К тому времени закончил Всесоюзный юридический заочный институт, но еще три года «заведовал» кадрами.

Именно этот опыт здорово помог, когда Владимира Шутова назначили на должность помощника кандалакшского транспортного прокурора. Перед назначением он держал экзамен в Ленинграде, где размещалось руководство Северо-Западной транспортной прокуратуры. Среди других вопросов претенденту задали и такой: что побудило прийти на службу в прокуратуру?

— Хочу для дочери и ее сверстников коммунизм построить! — искренне ответил Шутов. К тому времени ему было 32 года, он имел приличный жизненный опыт, дочурку и огромное желание улучшить окружающую жизнь. Работа в прокуратуре, по убеждению Владимира Борисовича, давала для этого большие возможности.

Пройдут годы. В обществе произойдут кардинальные перемены. Но Шутов будет всегда оставаться верным делу утверждения законности и правопорядка на транспорте, которое вполне осознанно выбрал для себя.

После переезда на родину Владимир Борисович поначалу испытывал внутренний дискомфорт. Работа на Севере России сформировала особое мироощущение, свой уклад жизни. Не секрет, что люди аморфные, со слабым характером здесь не приживаются, уезжают в иные края. Владимир Шутов очень крепко подружился с Севером, все время был в движении, каждый год во время отпуска отправлялся осваивать неведомые ему уголки. Работать и рулить (за баранкой собственного автомобиля) — два любимых занятия Владимира Борисовича. Его жизненная установка такая: надо постоянно двигаться, развиваться, остановишься — и замерзнешь, потерпишь крах.

Тем не менее вскоре и в Могилеве он оказался в своей стихии, связанной с осуществлением общего надзора. Через некоторое время Владимира Борисовича будут сватать на вышестоящие должности — заместителем прокурора района, транспортным прокурором в родную Оршу. Он всякий раз отказывался от предложений. Так и работает по сей день старшим помощником прокурора. Кто-то считает Шутова неудачником. Сам же он вполне доволен своей жизнью и, прежде всего, работой. Карьеристские же устремления всегда ему были чужды. По натуре человек ищущий и творческий, Владимир Борисович превратил рутинные каждодневные заботы в постоянный поиск эффективных путей надзора. Добился впечатляющих результатов. Фотография Шутова второй год висит на Доске почета Генеральной прокуратуры. Ему присвоено звание советника юстиции, хотя занимает Владимир Борисович должность, возможности которой ограничиваются всего лишь одной звездой на погонах…

В Мурманской области помощник транспортного прокурора Владимир Шутов направлял свои усилия главным образом на решение проблем морского флота, а железная дорога и авиация находились на вторых ролях. После переезда в 1992 году в родную Беларусь он в качестве старшего помощника могилевского транспортного прокурора основное внимание уделяет проблемам стальной магистрали. Предприятия отделения, кстати, расположены на территории четырех областей, порой они весьма удалены, протяженность железнодорожных путей составляет около 2 тысяч километров. Все это усложняет задачи старшего помощника транспортного прокурора Шутова. Круг же служебных обязанностей Владимира Борисовича достаточно широкий. Это надзор за безопасностью движения поездов и полетов воздушного транспорта гражданской и малой сельскохозяйственной авиации, сохранностью подвижного состава, пассажирскими перевозками, защита прав потребителей, систематизация законодательства. Кроме того, он выступает в качестве государственного обвинителя в судах. А поддерживать обвинение приходится представителям Могилевской транспортной прокуратуры более чем в 30 районных судах, действующих на территориях, где расположены предприятия Могилевского отделения Белорусской железной дороги, а также в хозяйственных судах.

Шутов считает себя ответственным за тот или иной негативный всплеск, что происходит на его участке работы. Он прилагает максимум усилий, обеспечивает такое прокурорское влияние на проблему, что постепенно она перестает быть актуальной.

Транспорт, как известно, это источник повышенной опасности. Этот фактор требует совершенно другой дисциплины, чем в обычной жизни, повышенного чувства ответственности. Во многом благодаря усилиям работников Могилевской транспортной прокуратуры, Владимира Шутова в том числе, в отделении дороги, за которым они осуществляют надзор, в последнее время произошли изменения к лучшему. Например, на протяжении пятилетия не допущено аварий, крушений поездов. Особенно радует Владимира Борисовича то, что у молодых специалистов, что приходят работать на предприятия железнодорожного транспорта, нет проявлений правового нигилизма, они убеждены: закон надо соблюдать. С теми, кто работает с такой установкой, старший помощник прокурора легко находит общий язык, налаживает деловое партнерство. Но все равно порой приходится вести речь об ответственности за те или иные нарушения. Если они допущены по причине незнания, у Шутова к нарушителям один подход. И совсем другой, более строгий, если он выявляет умышленные действия, носящие к тому же систематический характер. Тогда он и себе не даст покоя, и виновники нарушений сполна ощутят всю строгость дисциплинарного или иного наказания.

В свое время транспортная прокуратура, можно сказать, не обращала внимания на подъездные пути предприятий. Но эти «задворки» скоростных магистралей «порадовали»: за 2005 год на них было допущено повреждение 42 единиц подвижного состава. Владимир Шутов побывал вместе со специалистами отделения дороги на всех основных предприятиях. Изучили и задворки, и тупики подъездных путей, определили их слабые места. Побудил должностных лиц предприятий-ветвевладельцев уделить должное внимание этому узкому участку. В результате в прошлом году на подъездных путях были повреждены только 8 вагонов, а с начала нынешнего года — лишь 2.

Этих ощутимых сдвигов Владимир Шутов добился за счет планомерной систематической работы, в основном без накачек и жестких мер. Совсем по-другому действовал он, когда проверял небольшое предприятие, не удосужившееся почему-то обзавестись даже вывеской. Зато работники предприятия за счет прибыли посетили ресторан, получили щедрые новогодние подарки. И для себя, и для своих детей. Прокуратура добилась, чтобы инициаторы раздачи незаслуженных подарков за государственный счет понесли ответственность. По ее инициативе все незаконно розданные денежные суммы были возвращены государству. Этот случай побудил любителей халявных премий и подарков поумерить свои аппетиты.

— Раньше, — рассказывает Владимир Борисович, — мы сосредоточивались на вопросах, связанных в основном с обеспечением безопасности движения. Сейчас обращаем внимание и на такие мелкие, как кому-то может показаться, проблемы, как, например, оказание материальной помощи. Отсекая мелкие, мы тем самым предупреждаем грубые нарушения законодательства. Если раньше нам приходилось постоянно побуждать руководителей (в том числе и наказывая их самих рублем) к тому, чтобы за причинение вреда предприятию и государству они взыскивали соответствующие суммы с виновных, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Руководители и без прокурорских подсказок предпринимают такие меры. Недавно стали осуществлять прокурорский надзор и за газопроводным транспортом — и в этой связи нет особых проблем. А вот дисциплина на речном флоте явно хромает. И СПК, имеющие сельскохозяйственную авиацию, относятся к ней по-разному. Например, к СПК «Заря» Могилевского района, имеющему два малых воздушных судна, у нас не возникает никаких претензий. А вот ситуация в СПК «Бель» Кричевского района, где восемь легких самолетов, беспокоит больше. Но все равно главное внимание уделяем железной дороге. В ее Могилевском отделении, кстати, трудится свыше 10 тысяч человек…

Владимир Шутов является надежным помощником могилевского транспортного прокурора: обязательно доводит начатое дело до конца, имеет свою точку зрения, собственный путь решения той или иной проблемы и очень предан делу, которому посвятил уже четверть века. Потому и ценят его руководители прокуратуры.

От «Р». Владимир Шутов попросил через газету поздравить с профессиональным праздником всех коллег, работающих в органах прокуратуры. Редакция присоединяется к этому поздравлению.

На снимке: советник юстиции Владимир ШУТОВ.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter