Примерка социального статуса

"Когда я вижу женщину, приходящую на общественные работы, например, подметать улицы, в норковых шубке и шапке, язык не поворачивается назвать ее безработной", - говорил мне давеча борисовский мэр Василий Бургун.
"Когда я вижу женщину, приходящую на общественные работы, например, подметать улицы, в норковых шубке и шапке, язык не поворачивается назвать ее безработной", - говорил мне давеча борисовский мэр Василий Бургун. Тем, что у нашей безработицы женское лицо, никого не удивишь. Вот только обычно на этом все и останавливаются. А если всмотреться в этот образ повнимательнее? Насколько точны его параметры: женщина 32 лет, зачастую с высшим или средним специальным образованием (более 60 процентов), длительно не работающая... А между тем с довольно-таки приличным прошлым: норковая шубка наверняка осталась со времен материального благополучия.

Так уж получается, что женщинам на любой работе нужно предоставлять льготы (то больничный по уходу за ребенком, то льготную путевку на оздоровление для ребенка) и социально защищать, но не всем нанимателям хочется это делать. А потому при сокращении штатов или реорганизации предприятия его прекрасная половина первой теряет работу. Те, кто был уволен по собственному желанию или за нарушение дисциплины, пополняют ряды мужской безработицы. Хотя я, например, ни разу о такой не слышала...

Что делают женщины-экономисты, доктора, учителя, программисты, инженеры (кстати, самая невостребованная на рынке труда профессия), потолкавшись на "бирже труда"? Правильно: соглашаются даже на низкооплачиваемую работу с тяжелыми условиями труда. Вы видели когда-нибудь, чтобы мужчина торговал на улице на 20-градусном морозе? В горячих цехах их тоже не очень много. Например, на Борисовском хлебозаводе из 400 работников 290 - женщины.

"Мужик возле печки работать не может: ему то покурить, то "охолонуть", потому что жарко... А женщины... Они более выносливы, исполнительны и ответственны", - поделился своими соображениями генеральный директор РУП "Борисовхлебпром" Владимир Марушевский на очередном выездном заседании правления Белорусского союза женщин, посвященном женской безработице.

Социальные передвижки в обществе неизбежны, и это отнюдь не так плохо, как некоторые склонны думать. Помнится, в середине 90-х все ударились в бизнес. Теперь "челноков" предостаточно, а вот самые что ни на есть рядовые продавцы, по словам работников центров занятости, - дефицит. Зато в нашем обществе появилась новая прослойка - предприниматели. Среди них, кстати, все больше дам. Скажем, за последние три года около 250 безработных женщин получили субсидии и ссуды на развитие собственного дела и стали бизнес-леди. Кто собственную мастерскую по пошиву и ремонту одежды открыл, кто сеть салонов-парикмахерских организовал. Только за первый квартал этого года 56,7 процента безработных женщин получили реальную помощь в организации предпринимательской деятельности.

И все же в большинстве случаев потери прежнего социального статуса не миновать. Конечно, имея профессию оператора-пользователя ПЭВМ, не грех при возможности получить в центре занятости еще и профессию бухгалтера, например (причем абсолютно бесплатно). После профобучения найти работу гораздо проще: учат-то в основном востребованным профессиям. Сегодня достаточно возможностей для самореализации в торговле и бытовом обслуживании. Непрестижно, говорите? А подметать улицы в норковой шубке ради мизерного пособия по безработице престижно?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter