В Мозыре расследуются 12 уголовных дел по местному спиртоводочному заводу

Приходится читать между строк

На фоне других городов Гомельской области Мозырь выделяется своим весомым промышленным потенциалом. Именно в этом и заключается его особенность, когда речь заходит о криминальной специфике крупного регионального центра. Финансово–экономические преступления занимают в его буднях видимое место. Сейчас на слуху, к примеру, возбуждение 12 уголовных дел по Мозырскому спиртоводочному заводу. Уклонение от налогов, злоупотребление властью, выманивание кредитов. Практически полный набор финансово–коррупционных статей Уголовного кодекса. Ведет непростые дела старший следователь районного отдела СК Михаил Лельчук:

На фоне других городов Гомельской области Мозырь выделяется своим весомым промышленным потенциалом. Именно в этом и заключается его особенность, когда речь заходит о криминальной специфике крупного регионального центра.
Фото УСК РБ по Гомельской области.

— Дело действительно объемное. Сейчас только начало. Впереди еще много работы.

— Как я понимаю, с документацией?

— Да, в расследовании финансовых преступлений именно документам отводится главная роль. Они являются фундаментом доказательной базы.

— Значит, все предсказуемо? Изъяли бумаги в бухгалтерии, сделали сверки, опросили персонал. Вот и вышли на результат.

— Не скажите. В случае с Мозырским спиртоводочным заводом получилось как раз по–другому. По статистике все красиво. Подняли бухгалтерский учет — опять же цифры «пляшут». Установили, правда, расхождение между бухучетом и сведениями, поданными в налоговую инспекцию. Но, возможно, обычная человеческая ошибка? Однако при осмотре офиса заметили листок черновых записей, сделанных рукой руководителя. Когда свели черновые и официальные цифры, все встало на свои места. Выяснилось, что специалистам давались указания недоплачивать налоги.

Мой собеседник размерен и краток. Прежде чем ответить на десятки моих «что, где, когда», берет легкую паузу и тщательно взвешивает слова. Впрочем, меня это мало удивляет. Для следователей — характерно. Обычно знают цену слову, доверяя лишь железобетонным фактам. В финансовых преступлениях, как понимаю, такой стиль особенно оправдан. Ведь здесь нужно читать между строк официальной отчетности и видеть их обратную сторону. Михаил Лельчук, у которого за плечами более 17 лет работы в органах, ловит мои сомнения и прямо дает понять:

— Если вы думаете, что все финансовые преступления на одно лицо, то ошибаетесь. Каждое дело — индивидуально. И в каждом случае проходишь новый путь. Сегодня это фирма, которая занимается издательской деятельностью. Завтра — предприниматель, который нелегально перегоняет автомобили. Послезавтра — крупное государственное промышленное предприятие.

— То есть всякий раз необходимо погружаться в новую область знаний?

— Практически так. И это не только специфика самой деятельности, но и разное законодательство: налоговое, таможенное...

Из последних путаных дел, которые он вел, Лельчук припоминает частную компанию, издававшую методические пособия для школ. Известная фирма. За десять лет работы завоевала свой рынок. Литературу продавала учебным заведениям. Часть оплаты за продукцию поступала на расчетный счет предприятия, а еще часть — заказными письмами или бандеролями, что нигде не учитывалось. Обороты фирмы были оценены в 4 миллиарда рублей. После расследования уголовного дела об уклонении от налогов частное предприятие уплатило в бюджет около 800 миллионов. Двое его руководителей приговорены к ограничению свободы.

Следователь в своей практике видел разные дела и разные схемы. Говорит, «финансовый» криминал очень подвижен. Многое зависит от ситуации на рынке. Сегодня практически не услышишь о делах по нелегальному перегону автомобилей из–за рубежа, счет которых раньше шел на десятки. Изменилась конъюнктура. В разы меньше стало случаев незарегистрированного предпринимательства в сфере производства окон ПВХ, мебели.

По ходу разговора Лельчук подмечает плюсы новых подходов в антикоррупционном законодательстве. Уверен, эффект точно будет. Такие бы шаги предпринять и для предупреждения экономических преступлений:

— С одной стороны, такие преступления, как уклонение от уплаты налогов, незаконная предпринимательская деятельность, не носят общественно опасного характера. Если осознал и возместил ущерб, государство идет навстречу. С другой стороны, на практике немало случаев, когда подобные преступления совершаются не один раз. Но с правовой точки зрения это никак не оценивается: то ли оступился впервые, то ли уже система — мера ответственности одна.

dralukk73@mail.ru

Фото УСК РБ по Гомельской области.

Советская Белоруссия № 45 (24675). Вторник, 10 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter