Готовы ли наши предприятия интегрироваться в процесс стремительного развития электронной коммерции?

Приходите на электронную площадку

Global Sources, Busytrade, Alibaba, BuyerZone. Объемы товарооборота мировых электронных торговых площадок исчисляются миллиардами долларов, а популярность растет в геометрической прогрессии. Готовы ли наши предприятия интегрироваться в процесс стремительного развития электронной коммерции? Об этом и не только интервью министра торговли Валентина Чеканова обозревателю «СБ».

Валентин Чеканов

— Валентин Сергеевич, в конце прошлого года Президент поручил Правительству максимально сконцентрировать усилия на росте и географической диверсификации экспорта. Как решается задача?

— На фоне резко изменившихся экономических условий и сокращения спроса на традиционных экспортных направлениях в России и Украине поручение стало еще более актуально. Понятно, что создание новых торговых домов, дилерских центров — удовольствие не из дешевых и требует значительных валютных инвестиций. Другое дело — инструменты электронной торговли, позволяющие с минимальными затратами увеличивать экспорт и диверсифицировать рынки сбыта. В качестве успешного примера хотел бы отметить деятельность входящего в систему Минторга ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», созданного в 2005 году по инициативе Президента. Клиентами системы электронных торгов биржи являются более 14 тысяч компаний, среди них свыше 3 тысяч — зарубежные, из 56 стран. Ежегодный оборот электронных сделок, совершенных на бирже, — около 2 млрд. долларов. Доля экспорта за 2014 год — 436 млн. Наиболее активно возможности электронной биржевой торговли применяют экспортеры лесопродукции: итог прошлого года — почти 300 млн. долларов в 30 стран. Замечу, что эти объемы постоянно растут, а география поставок расширяется. Например, только в Китай в прошлом году поставлено лесопродукции на сумму 8 млн. долларов. Чего, увы, не скажешь о других белорусских экспортерах, которые не в полной мере используют преимущества электронной коммерции. Несколько лет назад биржа создала уникальную (так ее охарактеризовали многие представители товарного рынка), не имеющую аналогов в странах СНГ электронную площадку «Промышленных и потребительских товаров», которую заполонили заявки на продажу... неликвидов. Представляете, какое искаженное представление об экспортном потенциале нашей страны мы формируем у зарубежного потребителя?

— Может, производители не до конца поняли все преимущества электронной торговой сети? Или для них это дорого?

— Все очень просто. Площадка работает на двух языках (русском и английском), круглосуточно, через сеть интернет, все сделки — исключительно в электронной форме. Продавцы и покупатели автоматически получают доступ к огромной базе белорусских и зарубежных коммерческих предложений, которые формируются на основании заявок на покупку и продажу товаров самой широкой номенклатуры. От технологического оборудования и автомобильной техники до стройматериалов, мебели и продуктов питания. Ведь здесь все как на ладони: что наши субъекты хозяйствования хотят продать и что заинтересованы купить. Любая серьезная служба сбыта оценит эту возможность, которая, ко всему прочему, предлагается практически беззатратно.

И еще один важный момент, связанный с экономией ресурсов. При закупках на белорусской электронной площадке вся документация концентрируется в одном биржевом договоре, который автоматически формируется в торговой системе и, что очень важно, исполнение которого по каждому пункту контролируется биржей. То есть долгие конкурсные процедуры закупок, сопровождаемые множеством документов, уходят в прошлое, а на смену им приходит простая и удобная система, позволяющая, как говорится, в один клик решить многие вопросы торгово–закупочной деятельности. Каждая заявка на продажу сопровождается не просто описанием, но и фотографиями предлагаемой продукции.

— А логистика? Каким образом обеспечивается доставка товаров, приобретенных на электронной торговой площадке белорусской биржи?

— Хотя международный договор купли–продажи оформляется в электронной форме, для доставки товаров покупатели пользуются традиционными способами — автомобильный транспорт, железная дорога, морские или авиаперевозки. С целью оптимизации данных процессов на бирже создана собственная система логистики, включающая три основных элемента: перевозчики, склады и эксперты. Суть в следующем. Биржевые склады позволяют реализовывать товары на условиях доставки в пункт, максимально приближенный к покупателю, предоставляя возможность участникам рынка прозрачно сформировать конечную цену и минимизировать затраты. Также они обеспечивают оказание контрагентам целого комплекса услуг по приемке, размещению, хранению, учету и выдаче товаров и другим операциям, сопутствующим складской деятельности. Белорусская универсальная товарная биржа зарегистрировала уже 27 складов в России, Украине, Казахстане, Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Германии, Бельгии и Болгарии, и их количество постоянно растет. Доставкой товаров на биржевые склады занимаются биржевые перевозчики — ведущие отечественные и зарубежные транспортные компании. 7 таких перевозчиков из Беларуси, Польши и Литвы тесно сотрудничают с биржей. Качество товаров контролирует еще одно звено — биржевые эксперты. Это областные отделения Белорусской торгово–промышленной палаты и независимая польская международная экспертная организация Hamilton.

В 2014 году с применением услуг биржевой логистики экспортерами было реализовано около 15 тысяч кубометров лесопродукции, и есть серьезные предпосылки, что эти объемы существенно увеличатся. Созданная в прошлом году по инициативе биржи международная Ассоциация биржевых логистов и брокеров «БЛБ» начала проект по разработке Портала логистических услуг на базе российской электронной площадки Log4Pro (ЛогФоПро). Он уже интегрирован в тестовом режиме в биржевую торговую систему, что позволит клиентам непосредственно в процессе совершения биржевой сделки воспользоваться всем комплексом необходимых логистических услуг, оказываемых членами ассоциации.

— Как вы оцениваете спрос на электронные услуги со стороны отечественных и зарубежных организаций?

— За 2014 год на электронной площадке БУТБ совершено примерно 14 тысяч сделок на сумму 60 млн. долларов. Активно пользовались электронными услугами ОАО «Скидельский сахарный комбинат» (экспорт лимонной кислоты в Россию), ОАО «Горынский агрокомбинат» (переработанные и консервированные продукты), ОАО «Белцветмет» (поставки металла на рынок Прибалтики). Более 3 тысяч компаний из стран СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья посещают разделы сайта биржи ежедневно. Однако потенциальные покупатели не всегда находят интересующие предложения. К сожалению, вынужден констатировать: на фоне растущей активности компаний–нерезидентов отмечается некоторая инертность со стороны белорусских субъектов хозяйствования. В самое ближайшее время, чтобы переломить тенденцию, мы планируем внести на рассмотрение Межведомственного совета по экспорту вопрос о дополнительных мерах по более широкому использованию электронной площадки белорусскими предприятиями. Этому будет способствовать и публикация на сайтах отраслевых министерств и концернов, облисполкомов и Мингорисполкома, МИД информации о возможности проведения электронных торгово–закупочных операций. Биржа также проводит активную работу с субъектами хозяйствования. В центральном офисе и филиалах в областях регулярно проходят обучающие занятия. Представительства БУТБ в России, Литве и Латвии информируют зарубежный бизнес о возможностях применения инструментов электронной торговли. Важную роль здесь, кстати, играет сотрудничество с Белорусской торгово–промышленной палатой, а также участие представителей БУТБ в национальных и зарубежных выставках.

Кроме того, биржа активно сотрудничает с аналогичными зарубежными площадками. В октябре 2014 года БУТБ и один из крупнейших российских негосударственных операторов электронных торговых площадок ОАО «Центр развития экономики» (B2B–center) приступили к реализации совместного проекта: объединяют клиентские базы для активизации торговли между субъектами хозяйствования Беларуси и России. На то же ориентированы и встречи с представителями электронных торговых площадок Вьетнама и Южной Кореи, проведенные во время визитов рабочей группы БУТБ в декабре. Дополнительная возможность для наращивания экспорта — проведение электронных аукционов по государственным закупкам, оператором которых является наша универсальная биржа. Ее сотрудничество с электронными площадками России и Казахстана позволяет белорусским компаниям на равных с национальными товаропроизводителями участвовать в конкурсах.

Позволю себе также проанонсировать еще одну инициативу Минторга. В I квартале совместно с Республиканской конфедерацией предпринимательства и Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей мы запланировали на базе Белорусской универсальной товарной биржи научно–практические семинары по применению инструментов электронной торговли. И хочу обратиться к руководителям предприятий, особенно ориентированных на экспорт: эти семинары будут проводиться именно для вас! Потеря экспортных рынков, снижение объемов реализации, спад производства — это проблема не только Министерства торговли или биржи, а конкретно вашего предприятия, которую мы все вместе хотим решить.

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 17 (24647). Четверг, 29 января 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter