Причины и следствие

Общественность, естественно, хочет знать, что же происходит, однако удовлетворению всеобщего любопытства препятствует существенное обстоятельство: ведется следствие, и его ходу может повредить преждевременное разглашение имеющихся фактов.
Общественность, естественно, хочет знать, что же происходит, однако удовлетворению всеобщего любопытства препятствует существенное обстоятельство: ведется следствие, и его ходу может повредить преждевременное разглашение имеющихся фактов. Но можно, хотя бы в первом приближении, оценить уже преданную огласке информацию.

Как заявил начальник главного управления контроля за внешнеэкономической деятельностью Комитета госконтроля Валерий Ярошевский, операции с неденежной формой расчета, проводившиеся по указанию гендиректора Михаила Леонова, нанесли МТЗ не менее 4 миллионов долларов ущерба. Как было озвучено на коллегии КГК, Белорусская железная дорога только за 2 последних года необоснованно выплатила поставщикам-посредникам примерно 40 миллионов долларов. По информации начальника следственного управления Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля Геннадия Гапоненко, гендиректор "Атланта" Леонид Калугин распорядился не вести продажу валюты государству, и выручка оседала на счете, открытом в московском "Автобанке": фигурирует сумма в 310 миллионов российских рублей, не возвращенных Беларуси.

Эти разрозненные и пока еще предварительные данные тем не менее достаточно четко обрисовывают зону явно повышенного и экономического, и криминального риска. Если упростить причины вскрытого неблагополучия до основных понятий, то мы получим такой набор: бартер; коммерческие фирмы-посредники (большей частью зарубежные или СП); валютное обращение. Серия скандальных сенсаций подсказывает и другое: в "бермудском треугольнике", где исчезают колоссальные средства, за последние годы сформировались такие условия, которые, кажется, с неизбежностью порождают и коррупцию, и невозврат валюты за продукцию от иностранных партнеров, и схемы укрывательства денег от коллективов предприятий, от налогов, от государства в целом. Такая возникла среда, которую в народе называют "мутной водичкой", и она создает для руководителей, в том числе и опытных и заслуженных, такие соблазны, что они не удерживаются от того, чтобы не выловить "рыбку".

Далеко не случайно слышатся оправдательные мотивы: такая уж, дескать, у нас экономика, что не схимичишь - не выживешь. В частности, один из работников администрации Минского тракторного завода (пожелавший остаться неизвестным) для прессы трактовал существо "дела МТЗ" так: любой юрист, дескать, знает, что белорусское коммерческое законодательство настолько противоречиво и запутанно, что при желании на любом крупном предприятии можно "накопать" нарушения, достаточные для возбуждения новых уголовных дел. Ту же мысль промышленники между собой еще выражают афоризмом: "За одно и то же можно и наградить, и посадить". Что ж, проблема законодательства стоит очень серьезно.

Кстати, когда обвинение предъявили Леониду Калугину, то фигурант вины своей не признал, настойчиво заявляя, что нарушал действующее законодательство якобы с благородной целью - в интересах коллектива. Надо сказать, расследование по "делу "Атланта" продвинулось дальше свежих криминальных историй. По фактам, которые ведущий следствие Геннадий Гапоненко счел возможным довести до журналистов, видно, что весь "букет" вышеупомянутых криминогенных условий там наличествует. Л.Калугину инкриминируется и злоупотребление служебным положением, и невозвращение из-за границы иностранной валюты, и незаконная предпринимательская деятельность. Однако если, допустим, поверить оправданиям подследственного, то рисковые действия вроде бы должны были пойти на пользу заводу. Чего в действительности нет и в помине: ухищрения привели к тому, что производители знаменитых минских холодильников задолжали государству столько, что если этот долг взыскать, то могучий вроде бы "Атлант" в одночасье обанкротится. Вот и выходит, что если бы и не были предприняты комплексные проверки финансово-хозяйственной деятельности "Атланта", то экономическая политика, проводимая его руководством в целом и персонально Леонидом Калугиным, все равно привела бы к краху - опять же к скандалу и сенсации. И совершенно безвкусно выглядят попытки некоторых журналистов делать из Калугина мученика и политического деятеля. Очень удобная позиция - прикрывать обыкновенную корысть "политикой"...

Мы наблюдаем активизацию борьбы с различными формами экономической преступности. Конкретные судебные решения, меры вины, сроки заключения могут быть лишь промежуточным результатом этого национального детектива. Критики говорят: все это и может, и будет повторяться до тех пор, пока не удастся оздоровить, преобразовать, сделать прозрачными и ясными условия хозяйствования, которые исполнят профилактическую функцию более эффективно, чем контролеры, финансовая милиция и следователи прокуратуры, вместе взятые. Отчасти это, конечно же, так. Но, согласитесь, тем не менее государство, следуя по пути экономических реформ, должно на злоупотребления реагировать соответственно - власть употреблять...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter